
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
х у д о ж н и к и с п о л ь з о в а л в о з м о ж н о с т и с о ч е т а н и й и з о б р а ж е н и я , звука и слова. П о л о т н а « С и н я я гора», « К у п о л а » , « П е й з а ж с л о д к о й » , « Д а м ы в к р и н о л и н а х » (все 1909 г.) с т а л и п е р в ы м и р а б о т а м и , с в и д е т е л ь ствовавшими о серьезных изменениях в живописной манере К а н динского. В этих картинах-ландшафтах, для которых были харак терны энергичные краски и простые с м е н я ю щ и е друг друга к о н т у р ы , о б р а з ы едва угадываются. За счет этого к о м п о з и ц и и стали весьма близки к абстрактным. Т р а д и ц и о н н ы й «пейзажизм» К а н динского, взаимодействуя с поиском «синтетического» стиля, п о с т е п е н н о о б р а з у е т в его т в о р ч е с т в е « н о в ы е ж а н р ы » : в п е ч а т л е ния, импровизации и к о м п о з и ц и и . Сам художник считал, что «впечатления» передают э ф ф е к т видимой натуры, «импровиза ции» выражают внутренние впечатления, а «композиции», что особенно важно, представляют их синтез. Слово «композиция», по собственному п р и з н а н и ю мастера, звучало для него как «мо литва» и вызывало «внутреннюю вибрацию». Е щ е л е т о м 1901 г. К а н д и н с к и й о с н о в а л х у д о ж е с т в е н н у ю группу «Фаланга», в которой стремился воплотить свою мечту о «сооб ществе творцов». Вообще, необыкновенная организаторская д е я т е л ь н о с т ь х у д о ж н и к а на всех э т а п а х его ж и з н е н н о г о п у т и п о р а ж а е т . О н с г о р д о с т ь ю г о в о р и л , ч т о « н и к о г д а не ч у ж д а л с я о б щ е с т в е н н ы х дел» и о р г а н и з а т о р с к а я и п р е п о д а в а т е л ь с к а я р а б о т а п р и н о с и л а ему н е и з м е н н у ю р а д о с т ь . В с л е д за п е р в ы м о б ъ е д и н е н и е м «Фаланга» художник организовал в разные годы «Новое художественное общество Мюнхена», «Синий всадник», «Обще ство Кандинского» и « С и н ю ю четверку». Важно отметить, что при создании этих объединений он привлекал художников самых разных направлений, не предъявляя единых эстетических требо в а н и й . К а н д и н с к и й всегда б ы л н а с т р о е н н а « и н т е р н а ц и о н а л и з а ц и ю передового искусства» и являлся я р о с т н ы м п р о т и в н и к о м националистической ограниченности. С большим уважением художник относился к р а з л и ч н ы м мировым культурам и посто я н н о изучал их особенности. Будучи заядлым путешественником, К а н д и н с к и й побывал во многих странах мира: Австрии, Германии, Ш в е й ц а р и и , Ш в е ц и и , Голландии, Италии, Бельгии, Египте, Сирии, Турции, Тунисе, Г р е ц и и . Ч а с т о п р и е з ж а я на р о д и н у , о н б ы в а л не т о л ь к о в М о с к в е и Санкт-Петербурге, но и много путешествовал по русскому Се веру и д р у г и м м е с т а м . Х у д о ж н и к и с к р е н н е в е р и л , ч т о и м е н н о и з Р о с с и и грядет « п о с т е п е н н о е о с в о б о ж д е н и е духа». К а к г л у б о к о в е р у ю щ и й ч е л о в е к , К а н д и н с к и й а с с о ц и и р о в а л «свет и з Р о с с и и » с х р и с т и а н с т в о м , « к о р н е м д у х о в н о с т и » , к о т о р о е , п о его м н е н и ю , было сродни тому, что «мы постигаем в искусстве». О русских художниках он говорил как о «принадлежащих русскому народу н о с и т е л я х к о с м о п о л и т и ч е с к о й и д е и » . Ж и в о п и с е ц ц е н и л все р у с ское, навсегда сохранив «любовь к глубокой сущности русского н а р о д а » . Н е с л у ч а й н о его в и л л а в М у р н а у , с т е н ы к о т о р о й б ы л и р а с п и с а н ы в р у с с к о м н а р о д н о м с т и л е , т а к и н а з ы в а л а с ь — «рус- 156