
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Удивительно, что человек, достигший невероятных успехов в ж и в о п и с и , занялся ею гораздо позже многих своих соратников. В а с и л и ю К а н д и н с к о м у б ы л о 29 л е т , к о г д а о н п р и н я л р е ш е н и е оставить успешную карьеру юриста и посвятить себя искусству. А п о н а ч а л у ж и з н ь э т о г о ч е л о в е к а с к л а д ы в а л а с ь т а к , что н и к т о н е м о г и п р е д п о л о ж и т ь , ч т о его о ж и д а е т судьба в с е м и р н о и з в е с т н о го художника. Василий Кандинский, сын торговца чаем, родился в Москве, н о детство его п р о ш л о в Одессе. В 1871 г., когда р о д и т е л и м а л ь ч и к а р а з в е л и с ь , его о т д а л и н а в о с п и т а н и е тете. В 1886 г. д в а д ц а т и л е т н и й К а н д и н с к и й н а ч а л обучаться э к о н о м и к е и п р а в у в М о с к в е . П о с л е п о л у ч е н и я у ч е н о й с т е п е н и , в 1893 г. о н ж е н и л с я на с в о е й к у з и н е А н н е Ч и м я к и н о й , с к о т о р о й р а з в е л с я в 1904 г. П о в о р о т н ы м событием в ж и з н и молодого К а н д и н с к о г о стало посещение выставки французских импрессионистов. Именно после этого блестящий правовед р е ш и л оставить привычную про ф е с с и ю и о б у ч а т ь с я и с к у с с т в у ж и в о п и с и . В 1896 г. о н уехал в М ю н х е н , к о т о р ы й был в то время центром европейского акаде мического образования. В этом городе, названном художником «островком духовного в громадном мире», ж и л и работал теоре т и к н о в о г о искусства Август Э н д е л ь , с т а т ь я м и к о т о р о г о з а ч и т ы вался молодой Кандинский. «Мы стоим в преддверии совершенно нового искусства, слияние ф о р м которого ничего не представля ет, н е и з о б р а ж а е т , н е р а с с к а з ы в а е т , н о к о т о р о е з а х в а т ы в а е т д у ш у т а к г л у б о к о , к а к э т о с п о с о б н а с д е л а т ь л и ш ь музыка!» — э т и с т р о ки Энделя, ставшие пророческими, особо запомнились начина ющему живописцу. Обучаясь у мюнхенских профессоров Антона Ашбе и Франца ф о н Штука, К а н д и н с к и й создавал свои ранние произведения, для которых в основном позировали профессиональные модели. Пер в ы м и полотнами, в которых воплотилась самостоятельная, «не сколько импрессионистическая манера» начинающего художни к а , с т а л и н а п и с а н н ы е в 1901—1902 гг. в Ш в а б и и и п о д м о с к о в н о й Ахтырке небольшие натурные этюды. Те ж е незамысловатые д е ревенские и пригородные пейзажи, порой напоминающие по л о т н а И . И . Л е в и т а н а , х у д о ж н и к п р о д о л ж а л п и с а т ь в 1906 г. в С е н - К л у и в 1908 г. в М у р н а у б л и з М ю н х е н а . В э т и г о д ы п о явились картины, в которых явственно ощущается близость К а н д и н с к о г о т а к и м м а с т е р а м , как И. Я. Б и л и б и н , I I . К. Рерих, А. Я . Г о л о в и н . К о м п о з и ц и и , и з о б р а ж а ю щ и е р у с с к и е с ц е н ы б а з а ров, парусных прогулок, гусляров и грустящих красавиц, худож н и к писал в так называемой «мозаичной» технике декоративной пуантели, столь т и п и ч н о й для эпохи модерна. В это же время В. К а н д и н с к и й з а н и м а л с я гравюрой, к к о т о р о й о б р а т и л с я п о д в л и я н и е м т в о р ч е с т в а П о л я Гогена и Э д в а р д а М у н к а . П о с в о е м у с т и л ю г р а в ю р ы « И г р а н а гуслях», «Свет л у н ы » (1907 г.) б л и з к и с а м ы м с о в р е м е н н ы м и с к а н и я м тех лет. Ф о р м и р у ю щ а я с я эстетика К а н д и н с к о г о я р к о выразилась в серии гра в ю р « С т и х и б е з с л о в » (1904 г . ) , и з д а н н ы х в в и д е к н и г и , где 155