* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
454
СЛЕСАРНЫЕ, ТАКЕЛАЖНЫЕ И ТРУБОПРОВОДНЫЕ
РАБОТЫ
шипников (фиг. 75). После монтажа та ких подшипников производят проверку люфта и легкости вращения подшипника от руки. При монтаже подшипников с витыми роликами и разрезными наружными коль цами рекомендуется применять специал-ь-
Фиг. 75. Монтаж подшипника па втулке.
закрепительной
ное приспособление, позволяющее сжать наружное кольцо подшипника, что облег чает запрессовку подшипника в корпус (фиг. 76). После того как подшипник частично вошел в корпус, приспособление снимается, и производится окончательная допрессовка подшипника. После запрессовки подшипников необ ходимо проверить точность их располо жения. Прежде всего проверяют, прижат ли подшипник до отказа к заплечику вала при посадке на вал, или к буртику корпуса
Фиг. 76. Приспособление для сжатия наружного кольца под шипника.
подшипника при посадке в корпус. Эта проверка производится при помощи щупа толщиной до 0,05 мм. При правильной запрессовке щуп не должен проходить между плоскостью подшипников и запле чиков вала или корпуса. При монтаже упорных подшипников необходимо проверять точность посадки кольца, вращающегося вместе с валом. Эта
проверка производится при помощи инди катора, ножка которого должна упи раться в беговую дорожку подшипника. Проверку подшипников, монтируемых с натягом одновременно на вал и корпус, на точность установки и плотность приле гания к заплечику вала и буртику конуса производить при помощи щупа невоз можно. Поэтому при монтаже подшипни ков с натягом иа вал и в корпус необхо димо особенно тщательно проверять точ ность обработки посадочных мест. В подшипниках качения различают два вида зазоров: радиальный зазор и осевой зазор. Радиальный зазор может быть началь ный, т. е. в свободном подшипнике до его запрессовки; посадочный — после посадки подшипника на место; рабочий — в рабочем состоянии подшипника. После пссадки подшипника необходимо проверить посадочный зазор в подшип нике. При монтаже подшипников на вал с натягом при неподвижных посадках вследствие разности диаметров вала и отверстия кольца получается увеличение диаметра дорожки качения внутреннего кольца подшипника и, следовательно, уменьшение начального радиального за зора. При монтаже подшипников в корпус при неподвижных посадках получается уменьшение диаметра дорожки качения наружного кольца и, следовательно, также уменьшение начального радиаль ного зазора. Поэтому посадочный зазор всегда меньше начального вследствие изменения диаметров колец подшипника из-за посадочных натягов. Рабочий зазор обычно бывает несколько больше поса дочного за счет деформации тел качения и дорожек под нагрузкой. При определении посадочных радиаль ных зазоров можно принимать с достаточ ной практической точностью увеличение размера диаметра дорожки качения вну треннего кольца равным от 55 до 70% но минального натяга (в среднем около Ьо%). Д л я наружных колец подшипников умень шение диаметра составляет в среднем 50— 60% номинального натяга. В регулируемых типах радиально-упорных и двойных упорных подшипников зазоры устанавливаются путем регули рования взаимного положения колец при монтаже или в процессе эксплуа тации. В табл. 59 приведены примерные зна чения осевой игры для конических ро¬ л н коподшипни ков и ρ а диад ьно-упорных