
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
•J08 ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ П Р И РЕМОНТЕ стей производится в патроне. При обра ботке внутреннего отверстия и торца ча стично обрабатывается наружная поверх ность с целью создания базы для дальней шей обработки. Биение торцов и наружной поверхности не должно превышать бие ния, получающегося в случае обработки на оправке. Более высокое качество нарезки зубьев достигается при обработке на зубофре зерных станках. Правильность установки заготовки на зубофрезерном станке перед ее нареза нием проверяется по биению наружного диаметра и торцов. Биение указанных поверхностей должно быть в 2—3 раза меньше заданных в чертеже. Шевингование зубчатых колес приме няется для колес 2-го и 1-го классов точ ности, если последние термически не обра батываются. При шевинговании исправ ляются биение основной окружности, по грешности основного шага, профиль зуба, направление зуба и суммарная ошибка. Зубчатые колеса, подвергающиеся шевин гованию, должны быть изготовлены по 2—3-му классам точности. При отсутствии шевинговального стан ка фрезерование зубьев колес 2-го класса производят на точном зубофрезерном станке, применяя низкие режимы реза ния. Шевингование может выполняться на универсально-фрезерном станке, при этом шевер закрепляют на оправке во фрезер ном шпинделе, а обрабатываемое колесо получаст вращение от шевера. Зубошлифование применяется для зуб чатых колес O-го и 1-го классов точности и производится двумя методами: копиро ванием и обкаткой. Д л я зубчатых колес с отношением —j- ·< < 0,8 большое значение имеет биение торцов, которое должно быть в пределах 0,02—0,03 мм. Оправка, на которой шлифуется колесо при установке в центры станка, не должна иметь биение больше 0,005 мм. Шлифование зубьев производят с охла ждающей жидкостью (мыльной водой), кругом зернистостью 60—120 на кера мической связке и твердостью CM и C M l . Шлифование отверстия у зубчатых колес является ответственной операцией, осо бенно для колес 2-го и 3-го классов точ ности, у которых после нее зубья не под вергаются обработке, не считая обкатки, не обеспечивающей существенного повы шения их точности. При шлифовании отверстий базирование зубчатого колеса должно производиться по делительной окружности. В практике машиностроения применяется ряд кон струкций патронов для шлифования от верстий зубчатых колес с базированием по делительной окружности: цанговые, трехкулачковые с клиновидными кулач» ками, рычажные с тремя рейками, эксцен триковые с разрезным конусным кольцом или мерным кольцом, приспособления с эталонным зубчатым колесом (типа ГЗФС), с четырьмя центрирующими зуб чатыми колесами. Наибольшее распространение из указан ных приспособлений имеют патроны трех кулачковые с клиновидными кулачками, которые обеспечивают точность до 0,04 мм,. Д л я установки зубчатых колес при шли фовании отверстия применяют также треккулачковые патроны в сочетании с роли ками. Ролики гибкими связями прикреп ляются к обойме, которая накладывается на зубчатое колесо при зажиме деталей. Таким образом ролики опираются на по верхность зубьев по делительной окруж ности. Этот способ является наиболее до ступным, но не обеспечивает высокой точности из-за неточностей, присущих трехкулачковый патронам. Наиболее широкое применение в инди видуальном производстве и ремонтном деле имеет установка зубчатых колес при шлифовании отверстия в четырехкулачковом патроне с выверкой на биение по инди катору при помощи роликов, вкладывае мых во впадины зубьев. Закругление торцов зубьев произво дится на специальных станках двумя спо собами: концевой фрезой (конической) или профильной и пустотелой фрезой с внутренним конусом. Зубья шестерен с модулем до 3 закруг ляются за один проход, а при m = 3 -гч- 4 мм — за два прохода и при m > > 4 мм — с трех или более проходов. С цепью облегчения закругления зубьев при токарной обработке снимают фаску с углом 10—15° Закругление зубьев следует производить с охлаждением эмуль сией. При отсутствии зубозакругляющего станка закругление торцов зубьев воз можно производить на зубофрезерном стан ке червячной фрезой или на универсальном фрезерном станке при помощи специаль ных приспособлений *. * О эубозакруглении см. в разделе „Инстру мент для обработки металлов резанием*.стр. 192.