* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ШИЗОАНАЛИЗ
«производство желания», в процессе которого потоки желания уносят все, что подавляет человека: структурное единство, фиксированное тож дество, индивидуальность и т. д. Основное средство освобождения же лания Ш. видит в ускользании. Не борьба или любая др. форма сопро тивления, а ускользание. Ускользание не есть бегство от общества, скорее, ускользая, вы вынуждаете общество ускользать от самого себя, от самотождественности. Важнейшими фигурами такого ускользания Делез и Гваттари называют науку и искусство. Искусство, наука и ши зофрения тождественны: они ориентируются на процесс и производ ство, а не на цель и выражение. Согласно Делезу и Гваттари, Ш. являет ся трансцендентальным и материалистическим анализом одновременно. Они предлагают исследовать трансцендентальное бессознательное вме сто метафизического, материальное — вместо идеологического, ши зофреническое — вместо эдиповского, нефигуративное — вместо во ображаемого, реальное — вместо символического, машинное — вместо структурного, «молекулярное» — вместо «молярного». Подлинная антипсихиатрическая политика может состоять, во первых, в разруше нии всех ретерриториализаций, превращающих безумие в психическую болезнь; а во вторых, в высвобождении «производства желания», уст ранении всех препятствий, нарушающих его естественное функциони рование. Позитивная задача Ш. заключается в том, чтобы обнаружить у каждого «машину желания». Круг проблем, исследуемых Ш. прежде всего концентрируется вокруг единства «производства желания» и со циального производства: какое место в обществе занимает «производ ство желания», какую движущую роль играет в нем желание, в каких формах происходит примирение режима «производства желания» и социального производства, какие в обществе существуют возможнос ти перехода от «молярной» организации социального производства к «молекулярным» множественностям «производства желания», до ка кой степени и вообще может ли общество выдержать господство «про изводства желания», имеет ли место и как происходит образование «групп субъектов». Ш. не предлагает никакой программы социального переустройства, никакой политической программы. Шизофреник — не революционер, но шизофренический процесс составляет потенциал ре волюции. Ш. не выдает себя за партию, за какую то группу и не претен дует на то, чтобы говорить от имени масс. Единственное, на что может претендовать Ш., — это уверенность, что «машины желания» способ ны взорвать любое общество.
Т. X. Керимов
612