* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
силием и подчинением, или свободным соглашением и договорами са мих людей и считал одним из главных его достоинств разум, прояв ленный в С. и законах. «Справедливость, т. е. соблюдение соглаше ний, есть, т. о., правило разума, запрещающее нам делать что либо, что пагубно для нашей жизни, из чего следует, что справедливость есть ес тественный закон». Государство и его С. смогли возникнуть из преодо ления людьми естественного состояния, из договора, к которому люди приходят относительно всеобщего блага и согласования противореча щих интересов. Вслед за Аристотелем Гоббс также различал уравни тельную и распределительную С.: первая проявляется в эквивалентно сти вещей; вторая заключается в наделении одинаковыми благами людей с одинаковыми заслугами. Подобно Гоббсу Спиноза также считал, что С. и несправедливость могут быть представлены только в государстве, отождествляя т. о. государство и общество, а источник естественного права он видел в необходимости согласовывать противоречащие друг другу человеческие страсти сообразно «велениям разума». Согласно представлениям Д. Локка, С. имеет двоякое основание. Одно ее осно вание — естественная человеческая природа, сущностью которой яв ляются имманентное стремление к собственности, требование личной свободы, способность к труду. Другое — установление общественных законов для регулирования естественных стремлений человека, т. е. формирование техник управления. В эпоху Просвещения нарастало осознание связи С. не только с природными и государственными фак торами, но и с характером индивидных отношений. Вера в торжество разума при познании и осуществлении С. были характерны для представителей нем. классической философии — И. Канта и Г. Гегеля. Согласно Канту, проблемы С. не могут решаться в юридических рамках, они должны быть перенесены в сферу нравствен ности. С. относится только к суду совести. Источник подлинной С. — категорический императив. Другим основным понятием социальной этики, на основе которого Кант строил свои представления о С. было понятие свободы. Свобода индивида является первой предпосылкой С. в отношениях между людьми. Это положение Канта явилось основой и предпосылкой т. н. либеральных концепций С. В отличие от Канта, Ге гель считал С. предметом философии права, изложение формальных основ которой он начинал с понятия свободы. В учении Гегеля центр тяжести переносится на уравнительную С. Гегель исключал из дого ворных отношений вопрос о государственной власти. Государство есть абсолютная целостность, стоящая выше свободы личности, народа, об щества, и, следовательно, не может быть предметом договора. С. как основа права закреплена в форме конституции. Именно конституция, в которой «разумная воля... доходит до сознания и понимания самой себя» есть «существующая справедливость, как действительность сво боды…». 490