* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
РИТОРИКА
устного красноречия, противопоставляя ее в трактате «Поэтика» теории литературы. Если целью красноречия является убеждение, то целью ли тературы — подражание, литература изображает события, которые «дол жны быть явны и без поучения», тогда как красноречие представляет со держащиеся в речи мысли «через говорящего и по ходу его речи». В силу неоднозначности положения Р. в обществе и в системе знания, некото рые теории Р. включены Аристотелем в трактаты по этике, по поэтике и т. д. Риторическая теория Аристотеля отличается тремя основными чер тами: 1) это — философская P., Р. как вероятностная логика, используе мая политическими ораторами; 2) это — Р. устной речи, радикально от личающаяся от теории литературы; 3) это — практически применимая для упрочения отношений между людьми Р. По смерти Аристотеля его риторическая теория была развита Феофрастом, Деметрием Фалерским и другими перипатетиками; вместе с речами выдающихся афинских орато ров IV в. до н. э. Исократа и Демосфена она стала образцом для многочис ленных риторических теорий эпохи эллинизма. Время эллинистических монархий не способствовало развитию по литического красноречия, тем интенсивнее развивались школьные иссле дования Р. В эллинистических теориях Р. находят развитие идеи Арис тотеля о членении речи; согласно этим теориям, подготовка речи делится на пять частей: 1) нахождение (инвенция), или обнаружение доказа тельств, — сводится к выделению предмета обсуждения и установлению тех общих мест, опираясь на которые следует строить доказательство; 2) расположение (диспозиция), или установление правильного порядка доказательства, — сводится к разделению речи на предисловие, рассказ (изложение обстоятельств), доказательство (подразделяющееся в свою очередь на определение темы, собственно доказательство своих дово дов, опровержение доводов противников и отступление), заключение; 3) словесное выражение (элокуция), или поиски языка, подходящего для найденного предмета речи и доказательств, — заключается в отборе слов, их сочетании, применении фигур слова и мысли, с тем чтобы достичь че тырех качеств речи: правильности, ясности, уместности, пышности (сто ики добавляли к ним также и краткость); 4) запоминание — заключается в использовании мнемотехнических средств, с тем чтобы твердо удер живать в памяти предмет речи и подобранные доказательства; 5) произ несение — представляет собой управление голосом и жестами во время речи, с тем чтобы оратор соответствовал своим поведением достоинству предмета речи. Разные части теории членения речи были развиты не равномерно: в античных риториках наибольшее внимание уделялось инвенции, несколько меньшее — диспозиции и элокуции, причем роль последней становилась все более и более важной от трактата к трактату. Временный разрыв между Р. и социально политической жизнью ан тичных государств был преодолен в Римской республике накануне ее пре вращения в империю. Здесь, как и в Греции V в. до н. э., на фоне растущей политической нестабильности и на фоне временного сохранения значи 426