* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
РЕВОЛЮЦИЯ
В древности и Средневековье Р. воспринимались либо как космические катастрофы, приводящие к полному уничтожению мира, либо как из вращения космического порядка, приводящие к установлению недол говечной тирании. Теория Р. как таковой была создана лишь после того, как были подвергнуты сомнению античные и средневековые теории, считавшие государство порождением космического или божественно го порядка. Основой современных теорий Р. все же остается античный миф о неизбежности периодических катастроф. По мере складывания современных теорий Р. происходило посте пенное расширение представления о Р.: от политического переворота до меняющей сами основания общества подлинно социальной Р. Счи тается, что одним из первых обосновал теоретическую возможность социальных Р. Н. Макиавелли, подвергнувший с позиций гуманизма эпохи Возрождения сомнению претензии государства на абсолютную власть и допустивший необходимость изменения структур власти при некоторых обстоятельствах. («Государь», «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия», 1513). Р. становится предметом теоретической мысли в столетие между англ. «Славной Р.» и Великой франц. Р.; теоретическое осмысление Р. происходит по двум основным тесно взаимосвязанным направлениям. С одной стороны, осмысляются причины и социальные последствия Р., а с др. — определяется оптимальная тактика и стратегия революцион ных организаций. Условия «двойственной Р.» (Э. Хобсбаум) рубежа XVIII–XIX вв. делают вполне очевидной неоднозначность самого фе номена Р. Первая открыто политическая Р. по своим целям и сред ствам — Великая франц. Р. — позволила поставить вопрос о соотноше нии традиции и инновации в ходе революционных преобразований. Масштаб общественных изменений, вызванных англ. промышленной Р. вынудил к подробному рассмотрению вопроса о движущих силах и при чинах Р. Еще в период англ. Р. 1642–1649 гг. Дж. Мильтон в серии написан ных в 1641–1660 гг. трактатов защищает свободу брака, вероисповеда ния, образования и прессы. Основанием его апологий становится тео рия делегирования власти, предполагающая право сменять и судить верховную власть, не выполнившую волю, делегировавших ее магист ратов. Политические трактаты Мильтона становятся одним из основа ний теории общественного договора. Первоначально рассматриваемый Т. Гоббсом («Левиафан», 1651) как спасение от бедствий «естествен ного состояния» войны всех против всех и потому как обоснование не обходимости абсолютной верховной власти, общественный договор со временем становится исходной точкой теорий Р. Уже Дж. Локк («Два трактата о правлении», 1690) отмечает, что, заключая общественный договор с государством, индивид делегирует ему не все права, что власть обязана стоять на страже прав личности и частной собственности. От 409