* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
РЕАЛЬНОСТЬ
говаривания связей между бытием (entia), сущностью (essentia) и суще ствованием (existentia) и был введен в XIII в. схоластами в оборот сам термин Р. Вещь не самосуща, она определена извне и изнутри, имеет сущность и существование, внутреннюю и внешнюю стороны. Под Р. схоласты понимали вещи, обладающие значительной степенью бытия, а наибольшую Р. приписывали Богу как Полноте Бытия (лат. ens realissimum). Позднее содержание понятия Р. стало предметом спора между реалистами, придававшими универсалиям статус всеобщих и независимых вещей (объективных сущностей), и номиналистами, при знававшими Р. только единичные вещи. Универсалии — либо просто собирательные имена единичных вещей и интервалов пространства, а потому не имеют статуса Р. (номинализм), либо универсалии суть ро довые свойства вещей (типа «круглость», «лошадность» и т. д.), они объективно первичны, подобно тому как «человек» первичен по отно шению к «Иван» (реализм), но во втором случае трудно признать за универсалиями протяженность и существование во времени, посколь ку пространство и время — основа суждений о единичном. Философы нового времени также дискутировали о степенях Р. Напр., Р. Декарт и Б. Спиноза приписывали высшую степень Р. субстанции, Г. Лейбниц — монадам, Д. Локк — первичным качествам (фигуре, размерам вещи), И. Кант различал эмпирическую Р. явлений и категориальную Р. Сен суализм, склоняясь к номинализму, видит во внешнем опыте источ ник познания P.; рационализм склонен допускать, что во внешних чув ствах Р. искажена и только разум постигает сущности вещей, разграничивая Р. и видимость; интуитивизм ищет источник познания Р. в непосредственном (необразном) знании оригиналов — во внут реннем духовном зрении, интуиции, совести, мистическом постиже нии сущности и феномена. Для одних философов «чувство реаль ности» дает опыт или практика, для других — ясное и непротиворечивое размышление о вещах, для третьих — духовная способность души пря мо пребывать в сущностях и феноменах, отличающаяся от плотской способности души к достижению внешней видимости вещей. Фило софское понятие реализма не совпадает с понятиями реализма в ис кусстве или политике, однако последние трудно раскрыть вне связи с первым.
Д. В. Пивоваров
РЕВОЛЮЦИЯ (от лат. revolutio — переворот) — 1) в широком смысле, по нятие, обозначающее существенные изменения в какой либо сфере жизни; 2) в более узком смысле социальной Р. — понятие, используе мое для обозначения полного и коренного, одновременного и внезап ного, а потому и насильственного, переворота во всех сферах обще ственной жизни, приводящего к изменению существовавших в обществе отношений власти. 408