* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
РЕАЛЬНОСТЬ
теперь можно наделять, в зависимости от представления о природе субстрата, либо исключительно посюсторонним, материальным, физи ческим существованием (материализм), либо относить вещь и Р. к транс цендентному миру идей (объективный идеализм), либо субъективизиро вать содержание вещи и Р. и придавать вещи имманентное существование в форме атома сознания, «факта», «протокольного предложения» (субъективный идеализм). Вместе с тем перенос акцента на вещь как нечто атомарное дает основание для логического обобщения понятия вещи, выпаривания из него упоминаний о тех или иных видах существо вания и закрепления за ним только определения предмета «вообще», единицы существования любого рода и вида. Благодаря такой абстрак ции в современной философской литературе вместо категории вещи обычно употребляют категории предмета и объекта, говорят о матери альных и духовных объектах, абстрактных и идеализированных пред метах; соответственно расширяется и понятие Р. — им могут обозна чать любую форму существования предметов и объектов. В связи с утратой критериев непроницаемости и воспринимаемости, которыми раньше определяли Р., в науке остро встала проблема физической и ма тематической Р. Понятие Р. настолько сблизилось с понятием суще ствования, что к Р. стали применять критерий У. Куайна «Существо вать — значит быть значением квантифицированной переменной». 5. Если вещь непроницаема, но все же как то дана нам внешне, чувствен но, то в понятии Р. вычленяется три аспекта: а) «вещь в себе» (по И. Кан ту, это — ноумен, сущность, непознаваемое ядро вещи); б) объектив ное проявление вещи, феноменон, фанерой, скорлупа вещи — это множество овнешвляемых свойств вещи (феноменология, противостоя наивному реализму и психологизму, обычно описывает «феномен» как знак чего то действующего изнутри «вещи в себе»); в) видимость, «вещь для нас», т. е. способность вещи своим влиянием производить в нас пред ставления о ней. Эти представления могут быть адекватными явлению или иллюзорными и обладают свойством субъективной чувственной достоверности. Суждения о вещах — синтетические предположения и умозаключения о субъективно данном потоке свойств, но вовсе не пря мое знание Р. Согласно такому взгляду, сущность, явление и кажимость как аспекты Р. имеют разные степени близости к подлинному бытию: сущность более реальна, чем явление, а явление более реально, чем чув ственная достоверность восприятия вещи. 6. Если понятие Р. раскры вать, прежде всего исходя из представления о происхождении вещей из бытия путем реификации (от англ. reification — овеществление) под линного бытия в тех или иных (широких или узких) границах, качествах, индивидах, но при этом также учитывать разную степень близости сущ ности, явления и видимости вещи к бытию, то Р. предстанет либо иерар хией, состоящей из универсальных, общих и отдельных вещей, либо сущность каждой вещи будет видеться как пирамида сущностей перво го, второго и т. д. порядков глубины. В связи с необходимостью про 407