* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
РЕАЛЬНОСТЬ
всего связывать со свойствами протяженности и дискретности, то Р. видится как совокупность разделенных и сосуществующих тел, при чем каждое отдельное тело есть нечто конкретное (от лат. concretus — сросшийся, целый). Такова, напр., позиция философии реизма: Ф. Брен тано приписывал подлинную Р. только вещам; Т. Котарбиньский при зывал оставить в языке только имена тел, а «свойства» и «отношения» искоренить как квазиимена, метафорически употребляемые термины. Противники реизма полагают реальными не только вещи, но также со бытия (процессы), свойства и отношения. Так, философы марксисты определяют Р. как объективно существующие вещи, свойства и отно шения (материя), которые могут воспроизводиться в сознании как свой стве высокоорганизованной материи и иметь субъективно реальное су ществование и выражение в знаках. 2. Если вещь сближать со свойствами ее пространственно временной изменчивости, то Р. мо жет описываться как поток, становление, единство разрушения и воз никновения (об этом смысле, вероятно, напоминает греч. rhei — река, течение; panta rhei — все течет). В этом случае Р. понимается как фи зическое (фюзис — сотворенная и изменчивая природа) и противо поставляется метафизическому (абсолютному) миру. Напр., Гегель противопоставлял Абсолютную Идею и идеальное их инобытию в при родной, физической, реальной форме. 3. При отождествлении вещи с суммой ее свойств, данных нам чувственно, Р. превращается в кажи мость, видимость, майю, поток сознания. Субъективный идеализм ис ходит из формулы Дж. Беркли: «существовать — значит быть воспри нимаемым» и обычно сводит вещь к сумме чувственных данных, ощущений субъекта. Начиная с «теории типов» Б. Рассела, мн. пред ставители неопозитивизма и аналитической философии стремились теоретически обосновать возможность элиминации из языка имен соб ственных, обозначающих вещи (тела, предметы, индивиды), и замены индивидных терминов чисто предикативными описаниями; Р. при этом понимается как то что описывается прилагательными (общими свой ствами и отношениями), соотносимыми с субъективными состояниями воспринимающего. Др. поворот философской мысли — наивный реа лизм, отождествляющий объективное проявление вещи со свойствами чувственной воспринимаемости. Напр., для наивного материализма ха рактерно утверждение: Р. такова, каковой мы ее воспринимаем; явле ние — то же, что и видимость; субъективная Р. адекватно воспроизво дит содержание объективной Р. 4. При сближении вещи со свойствами дискретности, непроницаемости, упругости, сопротивляемости — внешнему воздействию субъекта можно, во первых, объяснить, поче му так часто критерий Р. ищут в чувственной воспринимаемости вещей или практике (органы чувств фиксируют именно преграды, объект дан как нечто сопротивляющееся субъекту), во вторых, понимать вещь как отдельное и нерасчленяемое целое (единицу, элемент, стихию, атом, монаду, индивид). Приписав вещи относительную неделимость, ее и Р. 406