* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ПСИХОЛОГИЯ
ление в субъекте реального, противостояние которого символическому и воображаемому поддерживается желанием и воплощает интерсубъек тивность. Создавая языковой вариант П., Лакан утверждает принципи альную незавершенность всякого толкования в П., а обращение к рабо там самого Фрейда и восстановление значения таких важных для П. понятий, как «сексуальность» и «бессознательное» позволяет говорить о Лакановом П. как о завершении одного из циклов развития П. В конце XX в. идеи П., зародившегося около ста лет тому назад, распростране ны практически повсюду: в медицине (психосоматической) и в целении, в философии и в искусстве; П. оказал несомненное воздействие на фор мирование целого ряда гуманитарных и социальных наук: социоло гии, этнографии, литературоведения. П. сильнейшим образом повли ял и на стиль мышления XX в., представ своего рода религией века. Вместе с феноменологией, П. представляет собой одну из двух тео рий психики, отвечающих на запросы нашего столетия, и сегодня, не смотря на то, что нерешенные в этой области проблемы (такие, как проблема лечения психозов) постоянно вызывают к жизни все новые теории, опровергающие основоположения П. (антипсихиатрия, шизо анализ и т. д.), он сохраняет свое исключительное значение и как техни ка лечения, и как культурно философское явление.
С. А. Никитин
ПСИХОЛОГИЯ — сфера знаний о психике людей и животных, т. е. о фор мах активности, отображения, регулирования, с помощью которых живые существа реализуют себя в бытии. Центральной проблемой П. на протяжении мн. веков оставался человек и его субъективная жизнь, его «внутренний мир» и связь «внутреннего» мира человека с миром «внешним». Осмысление этой проблемы издавна было предметом за бот философии, медицины, педагогики. Обособление П. начинается в новое время, но она до сих пор несет в себе философские, медицинские, педагогические «комплексы», фиксирующие влияние некоторых тра диционных философских понятий, медицинских подходов и педагоги ческих представлений. В XIX столетии П. начинает оформляться как форма научного по знания. Вместе с тем ее становление совпадает по времени с кризисом классической философии и, соответственно, — тех абстрактно общих представлений о человеке, его мышлении, познании, бытии, которые философия этого типа культивировала. Др. важным обстоятельством явилось синхронное с формированием научной П. становление др. дис циплин социально гуманитарного круга: экономики, социологии, эт нографии. Фактически имело место возникновение совокупности дис циплин обществознания со стихийно складывающейся системой разделения деятельности, в которой П. находила «пространство» для описания человеческого бытия как раз там, где отступали научная со циология и экономика, — в отображении индивидности и индивиду 385