* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ПСИХОАНАЛИЗ
ненные желания, неоднозначно. Определенность, достигнутая Фрей дом при создании второй топики, способствовала тому, что основные конфликты 20–30 х гг. — с Ранком, с Ференци, с М. Кляйн — остались конфликтами в рамках П. Внимание П. к миру фантазий предполагало обращение к исследованию мифов и легенд, а значит, и сближение П. с этнографией. Хотя этнографические взгляды Фрейда, сформулирован ные в его работе «Тотем и табу» (1913), опирались на этнографические исследования XIX в. и представляли собой применение теорий П. к чу жому этнографическому материалу, они оказали значительное влия ние на творчество целого ряда крупнейших этнографов XX в. (Б. К. Ма линовский, Р. Бенедикт, М. Мид, К. Леви Стросс и др. ). Создателем же собственно психоаналитической этнографии стал Г. Рохайм, который, основываясь на результатах своих полевых исследований аборигенов Австралии, предложил рассматривать культуру как продленное дет ство. Отметив, что ребенок, в отличие от детенышей животных, рожда ется не готовым к самостоятельной жизни, Рохайм рассматривает ос новные изобретения человека (земледелие, скотоводство и т. д.) как результат проекции человеческих качеств на внешний мир. Предста вившая психоаналитическое толкование этнографических данных те ория Рохайма была тем более своевременной, что с опорой именно на эти данные уже с конца 20 х гг. подвергались ревизии основоположе ния П. В самом П. т. наз. «культурализм», опираясь на идею культур ного своеобразия и ссылаясь на заимствованные из этнографических исследований примеры, противопоставил себя «биоанализу» Фрейда и его непосредственных последователей. Его основные представите ли — ведущие психоаналитики Нью Йорка и Чикаго (Ф. Александер, Г. С. Салливен, Р. А. Шпитц, Э. Г. Эриксон, К. Хорни, Э. Фромм) — стремились привнести в П. теорию социального взаимодействия, что, с одной стороны, соответствовало традиционному для США истолкова нию личности, а с др. стороны, было допустимым толкованием понятия «комплекс», но едва ли прибавляло что то новое к теориям П. Этногра фические данные использовались и теоретиками, стремившимися со единить П. с марксизмом, напр., В. Райхом, сделавшим себе имя в П. исследованиями характера. В позднейшее время одним из самых за метных явлений в П. стал Ж. Лакан, развивавший идеи Фрейда о языке. Лакан предполагал, что Эдиповой, или символической, стадии либиди нального развития предшествует стадия зеркала (или «воображаемая»), за время которой ребенок переходит от восприятия своего образа как другого к идентификации со своим образом и тем самым от восприятия матери как другому к идентификации с фаллической матерью. В Эди повой же стадии ребенок переходит от идентификации с матерью к по лучению доступа к Имени Отца и к символическому порядку. Выража ющееся в фантазиях и символах бессознательное, пусть и не связанное с представлениями слов, структурировано как язык, и Лакан подчерки вает значение языка и речи в П., полагая, что задачей П. является укреп 384