* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ПСИХОАНАЛИЗ
дополняющую и развивающую первую. Хотя «первая теория влечений» объясняла агрессивность особенностями анальной и оральной стадий развития, один из аспектов человеческой деструктивности — стремле ние к повторению любого, даже болезненного, прежнего состояния — остался без объяснения. Тем самым не получил надлежащего толко вания и развития целый класс неврозов — неврозы навязчивых состо яний, распространенность которых стала вполне очевидной в годы Первой мировой войны. «Первая теория влечений» объясняла дест руктивность тем, что в процессе развития принцип удовольствия при ходит в противоречие с принципом реальности и это противоречие вызывает агрессивную реакцию со стороны ребенка. «Вторая теория влечений» утверждает, что все живое стремится к воспроизведению прежнего состояния, каким бы оно ни было, а поскольку неживое было раньше, чем живое, неорганическое предшествовало органическому, а смерть — жизни, стремление к повторению воплощает влечение к смер ти (инстинкт смерти). Главным противоречием влечений отныне стано вится не противоречие между влечениями к сохранению рода и к само сохранению, но противоречие между влечением к жизни и влечением к смерти. Однако эти влечения противостоят друг другу лишь с т. зр. их целей; напротив, вызывая повторения, влечение к смерти обосновывает влечение к жизни. Так, коитус — воплощение влечения к сохранению рода, а коль скоро, вступая в половой акт и уделяя часть либидо партне ру, мы ожидаем возврата затраченной энергии, то коитус является и воплощением влечения к самосохранению. Новая теория влечений по зволяет Фрейду пересмотреть и топику душевной жизни человека. Пер вая, созданная на рубеже веков, топика утверждала наличие в психике трех «мест»: сознания, предсознательного и бессознательного. Новая топика вводит три др. инстанции: Оно, «Я» и «Сверх Я». Оно прибли зительно соответствует бессознательному первой топики: это — место пребывания вытесненных желаний, отделенное от «Я» стеной защит ных механизмов и испытывающее воздействие предсознательных зап ретов «Сверх Я». «Я», которое Фрейд сравнивает с телом, образуется в результате получения внешних и словесного выражения внутренних ощущений, за счет системы сознание восприятие и за счет постепен ного освоения Оно. Сверх «Я», инстанция, которую Фрейд впервые вводит во второй топике, возникает вследствие того, что ребенок, по терпев неудачу в слиянии с объектом влечения, идентифицирует себя с ним. «Я» как бы предлагает себя Оно в качестве объекта любви и тем самым создает в психике новую инстанцию, занятую приведением в действие предсознательных моральных запретов. Направляя эти зап реты на вытесненное бессознательное, Сверх «Я» включается в бес сознательный процесс. Но и «Я», центром которого является сознание, включает в себя бессознательные защитные механизмы и предсозна тельное («официальное» «Я» и неактуализированное знание). Даже Оно, включающее в себя неосознанные природные ощущения и вытес 383