* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ПОЛИТИКА
ной и индивидуальной деятельности людей, в ее не только внешних, но и «внутренних» связях. Усложнение представлений о процессе П. пошло по пути создания «каскадных» моделей, сочетающих образы постепенного накопления знаний с концепциями резкой смены ценностно нормативных систем (Т. Кун), рисующих эволюцию П. как смену исторических формаций знания («эпистем» — М. Фуко). Весьма важной становится проблема взаимодействия разных формаций, образцов, «парадигм» П. Методо логически наиболее трудным является вопрос о действиях, отделяю щих обновление стандартов от их разрушения, создание новых от унич тожения старых. Одним из возможных является путь создания «мультипарадигмальных» систем П. (см.: «Гносеология», «Наука», «Методология»).
В. Е. Кемеров
ПОЛИТИКА (греч. politika´ —государственные, общественные дела) — сфера человеческой деятельности, связанная с отношениями между людьми по поводу установления, функционирования и изменения вла сти в обществе. П. органично связана с осуществлением власти, и пото му определение понятия П. прямо зависит от понимания сущности вла сти. Возникновение термина «П.» обычно связывают с названием труда Аристотеля, обобщившего древнегреч. представления о П. Определяя П. как вид общения, Аристотель замечает, что общение имеет в виду некое благо, а общение, объемлющее все прочие виды общения и назы ваемое государственным, или политическим, имеет в виду высшее бла го. Основой государственной власти оказывается иерархия благ, вся кое общение людей является политическим, поскольку оно связано с высшим, всеобъемлющим общением, т. е.— с государством. Государ ство, причастное делу поддержания и сохранения иерархии благ, само становится благом. Несмотря на все изменения в понимании высшего блага, традиция определения П. как учения о государстве господство вала со времен Аристотеля по крайней мере до XVIII в., причем причи ной ее господства выступало то обстоятельство, что вплоть до того вре мени государство оставалось единственным источником власти в обществе. Перераспределение власти, связанное со становлением ин дустриального общества и завершившееся в XVIII–XIX вв., привело к пересмотру представлений о П. Органическая целостность государства, уподобляемого произведению искусства, отныне воспринимается как высшее благо, и задачей теории П., начиная с учений о государстве и праве И. Канта, И. Г. Фихте и Г. В. Ф. Гегеля, становится определение условий, при которых возможно создание и поддержание органической целостности государства или социальной группы. Одним из следствий такого понимания П. становится ее сближение с искусством (К. Я. Бур кхардт, Ф. Ницше и др. ), а др. — различение П. и теории государства, П. и учения о власти. Так, напр., в 20–30 е гг. XX в. К. Шмитт создает 345