* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
НИГИЛИЗМ
и полисубъектная социальность. Екатеринбург, 2001; Франк С.Л. Ду ховные основы общества. М., 1992; Элиас Н. Общество индивидов. М., 2001. В. Е. Кемеров НИГИЛИЗМ — философская и социально этически политическая систе ма абсолютного отрицания сущего в целом. О Н. можно говорить в двух смыслах. В метафизическом Н. речь идет об абсолютном ничто: имеет ся в виду, что нет и не существует неких неизменных оснований, т. е. нет ни вечного Бога, ни вечного бытия. Все находится в естественном ста новлении, хаотичном и непредсказуемом. Если нет неизменного бытия или «Бог умер», то нет ничего кроме становления, нет четкого крите рия истинности. Отсюда — «все дозволено» (Ф. Достоевский) или «все запрещено» (Ж. Лакан). Следствием метафизического Н. является Н. этический. Отрицание вечного Бога или Бытия влечет за собой разру шение всех прочных критериев различения добра и зла, всеобщего мо рального закона. Все идеалы оказываются исторически относительны ми, как предрассудки, иллюзии или идеологические клише, скрепляющие власть того или иного сообщества. Признание истори ческой относительности всех ценностей имеет два различных послед ствия. С одной стороны, это ведет к свертыванию всяческих возвышен ных (и прежде всего духовных) устремлений. Результатом этого является обычный гедонизм, идущий по пути наименьшего сопротив ления и руководствующийся сиюминутными желаниями. Но этому Н. сопутствует «брутальный» нигилизм, который помешан на разруше нии всего и вся. При этом в своей апологии разрушения он претендует на выражение самой глубинной сущности человека. Впервые термин «нигилизм» философски использует Фр. Г. Якоби в своем письме к И. Г. Фихте в 1799 г. Основной тезис Якоби заключается в том, что пе реработка кантовского трансцендентального идеализма Фихте ведет к эгоизму. Такой эгоизм нигилистичен, поскольку за или по ту сторону «Я» ничего не признает. Более того, само «Я» есть всего лишь продукт «свободной воли воображения». Во многих отношениях критика Яко би Фихте воспроизводит критику Паскалем Декарта (нигилизмом на зывается в этом контексте секуляризованный рационализм Декарта) и предвосхищает индивидуализм М. Штирнера. То, что опровергается Якоби, восхваляется Штирнером как свобода. Если я есть ничто, гово рит Штирнер, тогда я ничто не в смысле пустоты, но я творящее ничто, ничто, из которого я сам как творец творю все. Ту же самую логику мы находим у Кириллова. Любой, кто возжелает высшей свободы, должен отважиться на самоубийство. А тот, кто отваживается на самоубий ство, есть бог. «Я убиваю себя, чтобы показать непокорность новую страшную свободу мою». Убивая себя, Кириллов хочет не просто вос стать против Бога, но своей смертью доказать, что Бога нет, следова тельно, нет ничего. Пока есть Бог, я верю в бессмертие души. В ситуа 293