* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
МИФ
тер, Д. Дидро, Ш. Монтескье и др. ), явилась шагом назад по сравнению с концепцией Вико. В эпоху немецкого романтизма Ф. Шеллинг разви вает теорию М., полемически направленную против классического ал легоризма; согласно этой теории, мифологический образ не «означа ет» нечто, но «есть» это нечто, т. е. он сам является содержательной формой, находящейся в органическом единстве со своим содержанием (символ). Ф. Ницше усмотрел в М. жизненные условия всякой культу ры. Культура может развиваться лишь в очерченном М. горизонте. Бо лезнь современности — историческая болезнь, и состоит она, по Ниц ше, именно в разрушении этого замкнутого горизонта избытком истории, т. е. привыканием к мышлению под знаком все новых и но вых ценностных символов. Англ. этнограф Б. Малиновский положил начало функциональной школы в этнологии. Здесь подчеркивается: М. кодифицирует мысль, укрепляет мораль, предлагает определен ные правила поведения и санкционирует обряды, рационализирует и оправдывает социальные установления. В отличие от англ. этнологии, исходившей при изучении первобытной культуры из индивидуальной психологии, представители франц. социологической школы (Э. Дюрк гейм, Л. Леви Брюль) ориентировались на социальную психологию, подчеркивая качественную специфику психологии коллектива. Рели гию, которую Дюркгейм рассматривает нераздельно от М., он противо поставляет магии и фактически отождествляет с коллективными пред ставлениями, выражающими социальную реальность. Он показал, что тотемическая мифология моделирует родовую организацию и сама слу жит ее поддержанию. Выдвигая социологический аспект в М., Дюрк гейм тем самым отходит от представлений этнографии XIX в. об объяс нительной цели М. Центральными проблемами последующих исследований в области изучения М. становятся не столько вопросы о функциональном значении его, сколько проблемы специфики мифо логического мышления. Франц. этнолог Леви Брюль показал специфи ку мифологического мышления, которое он считал «дологическим», но не алогическим. Особенность этого мышления заключается в игно рировании логического закона «исключенного третьего»: объекты мо гут быть одновременно самими собой и чем то иным. В коллективных представлениях, считает Леви Брюль, ассоциациями управляет закон партиципации (сопричастия). В. Вундт в связи с генезисом М. особенно подчеркивал роль аффективных состояний и сновидений, а также ассо циативных цепей. Аффективные состояния и сновидения как продукты фантазии, родственные мифам, занимают большое место у представи телей психоаналитической школы. Фрейд рассматривал психику как густую сеть эквивалентности, отношений «значимости». Один из эле ментов отношения представляет собой явный смысл поведения, др. же элемент представляет собой скрытый, или действительный, смысл (напр., субстрат сновидения); что касается третьего элемента (придаю щего знаковый характер отношению), то он является результатом кор 263