* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ИДЕАЛЬНОЕ
«аранжируют» уже рожденное народом «совершенство», придают ему блеск и чистоту, отвечая тем самым коренным интересам тех масс (или социальных групп), которые были его истинным творцом и конструк тором. Как тонкий идеолог марксизма ленинизма Э. В. Ильенков при менял свою концепцию в конце своей жизни для обоснования тезисов об истинности коммунистических идеалов, единстве народа и КПСС. Нематериальная сторона И. интериоризуется из формы деятельности и становится субъективным образом сознания; она зависит от индиви дуальных особенностей человека. В свою очередь, сознание способно возвращаться в практику и материализовываться в ней благодаря своей производности от практической схемы действия. Именно в этом ключе Ильенков и Классен раскрывали положение К. Маркса об И. как «ма териальном, пересаженном в человеческую голову и преобразован ном в ней». 3. Наконец, еще одно открытие касается вопроса о том, почему и каким путем знание об отдельном эталоне репрезентанте, сформировавшееся под непосредственным воздействием схемы прак тики, субъективно переживается человеком как образ целой, стоящей за репрезентантом предметной области. Информационный подход, предложенный Д. И. Дубровским, связан с выяснением экстраполяци онной способности человеческого мозга создавать внутренние условия для элиминации из сознания отпечатков особенностей всего предше ствующего сигнального процесса и для субъективного переживания информации о предметной области в «чистом виде», т. е. собственно в форме сознания, нематериального копирования внешних целостностей. Иначе говоря, реально взаимодействуя с каким либо фрагментом от дельного предмета, человек при помощи мозга строит нематериальный образ не только этого предмета, но и переносит свое умственное виде ние на все предметы единого класса, онтологизирует схему умственно го действия, выносит (иллюзорно субъективно) вовне, в объективную реальность свое переживание информации в «чистом виде». В экстра поляционной способности мозга коренится потенция виртуального «вытеснения» внутренней копии внешнего мира в сам этот мир. Соглас но Дубровскому, И. во всех смыслах нематериально: а) оно не включает в себя вещество фрагмента того внешнего объекта, целостный образ которого переживается субъектом; б) оно не содержит в себе материи внутрителесных физиологических процессов; в) И. образ «находится» по ту сторону от всякой предметности, он принципиально субъективен по форме своего бытия, не может быть «перемещен» из головного моз га во внешнюю деятельность рук и ног и т. д. и от рождения до самой смерти заключен во внутреннюю тюрьму мозга. Характер признанности и представленности как атрибутов любого конкретного И. процесса обусловлен не только особенностями голов ного мозга индивида и уникальной духовности личности, но и — в той или иной степени — социальным полем, в которое индивид погружен. Выбор объектного эталона и схемы действия с ним обусловлен инди 166