* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ЖЕЛАНИЕ
Ж. Делез и Ф. Гваттари провозглашают «имманентность машин желания великим машинам социальности» (см. «Шизоанализ»). Стре мясь преодолеть лингвистическую парадигму исследования, филосо фы считают, что Ж. способно непосредственно инвестироваться в жизнь и преобразовывать ее. Однако насколько непосредственно может вы ражаться Ж. в реальности — вопрос довольно сложный. У М. Фуко мы находим возражение такому способу решения про блемы. Согласно Фуко, Ж. не только опосредовано историей, но и мо жет быть конституировано только в ней. В первом томе «Истории сек суальности» он подчеркивает, что вопрос не в том, что пол связан с греховностью, а в том, как эта связь возникла. Иными словами, вопрос находится не в ведомстве биологии, а в ведомстве истории. Он задает вопрос: правомерно ли говорить об истории пола в терминах подавле ния? И своей целью ставит определение режима власти знания удо вольствия, который поддерживает дискурс на человеческую сексуаль ность. Он задается вопросом о том, каким образом пол был подчинен дискурсу. А также стремится определить формы и каналы, которые власть использует, и дискурсы, которые она разрешает, чтобы осуще ствить индивидуальный подход к «формам» Ж. и удовольствия. Фуко показал, что техника власти зиждется прежде всего не на отказе, бло каде и аннулировании, а, напротив, на стимуле и интенсификации. По мнению Ж. Бодрийяра, сегодня все Ж., замыслы, императивы, все человеческие страсти и отношения абстрагируются в знаках и ве щах, являются предметами покупки и потребления. Потребление можно считать характерной чертой нашей промышленной цивилизации, всту пившей в эру информационного общества, когда знаки играют господ ствующую роль. При этом в понимании потребления необходимо отой ти от его привычного значения как «процесса удовлетворения потребностей». Потребление — это не пассивное поглощение и при своение, которое противопоставляют активному состоянию производ ства. Потребление есть активный модус отношения к вещам, к коллек тиву, ко всему миру. Потребление — это не материальная практика, оно не определяется ни пищей, которую человек ест, ни одеждой, кото рую носит, ни машиной, в которой ездит, ни речевым или визуальным содержанием образов или сообщений, но лишь тем, как все это орга низуется в знаковую субстанцию: «это виртуальная целостность всех вещей и сообщений, составляющих отныне более или менее связный дискурс». Потребление есть деятельность систематического манипу лирования знаками. Традиционная вещь символ (орудие труда, пред мет обстановки, дом) опосредует собой некое реальное отношение или житейскую ситуацию; но такая вещь, соотнесенная с определенным по ступком или жестом человека, не может потребляться. Чтобы стать объектом потребления, чтобы к ней испытали Ж., вещь должна сде латься знаком, т. е. чем то внеположным тому отношению, которое она отныне лишь обозначает, — а, стало быть, произвольным, но обретаю 147