
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
300 ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ Каждый класс объединяет колеса и передачи, которым присущи аналогич ные методы формирования элементов зубчатого зацепления, т. е. одинаковая технологическая степень совершенства изготовления. Выбор класса точности передачи про изводится конструктором на основе конкретных условий ее работы и тре бований, предъявляемых к передаче. В табл. 6 дана классификация ци линдрических зубчатых передач по клас сам точности; эта классификация может облегчить выбор класса точности. В каждом классе точности устана вливаются нормы, определяющие кине матическую точность колеса, плавность работы колеса и контакт зубьев. Во многих случаях целесообразно применять комбинирование указанных норм точности из разных классов точ ности. Так, для скоростных передач желательно повышать требования к плавности работы колес, а для тихо ходных силовых передач назначать нормы контакта зубьев по более высо кому классу, чем нормы кинемати ческой точности и плавности работы. К делительным передачам предъяв ляются повышенные требования в от ношении кинематической точности ко лес. Стандартом разрешается взаимное комбинирование норм из разных клас сов, при условии, что: а) нормы плавности работы колеса могут быть не более чем на два класса точнее или на один класс грубее класса кинематической точности; б) нормы контакта зубьев не могут быть ниже класса плавности работы колес. Независимо от классов точности колес и передач назначаются нормы гаранти рованного бокового зазора. Устана вливается четыре вида сопряжений: Обоз наче ние Гаран тированный боковой вазор в мк 0 BBUL сопряжения С нулевым гарантиро ванным зазором . . С уменьшенным гаран тированным зазором С нормальным гаран тированным зазором С увеличенным гаран тированным зазором 12YA Ш 24VÄ Величина наименьшего (гарантиро ванного) зазора выбирается конструк тором в зависимости от условий работы передачи. Так, для реверсивных дели тельных передач, не подвергающихся нагреву, применяется сопряжение С Для передач, нагревающихся во время работы, гарантированный эазор должен рассчитываться по формуле, приведен* ной ниже. Точность колес и передачи задается указанием назначенного класса точ ности, а боковой зазор — видом сопря жения. Например, передача класса точности 2-го с нормальным гарантированным за зором X обозначается: « л . 2 — X ГОСТ 1643ъ. При комбинировании норм из раз ных классов точности обозначение точ ности колес и передачи производится' последовательным написанием номера классов в виде трехзначного числа и буквы. Первая цифра числа обозначает номер класса по нормам кинематиче ской точности, вторая — класс но нор мам плавности работы колес, третья — класс по нормам контакта зубьев, а буква — вид сопряжения. Например, класс по нормам кинема тической точности колес 3-й, плавности работы колес 1-й и контакта зубьев 2-й, сопряжение с увеличенным гарантиро ванным зазором Ш обозначается: «/сл. 3-7-2— Ш ГОСТ 1643*. Для зубчатых колес и передач с т ™ 1-J-10 и диаметром до 320 мм допуски и отклонения по проекту ГОСТ 1643 приведены в табл. 7—116. Непосредственный контроль изделий по всем приведенным в стандарте элементам не является необходимым. Стандартом устанавливаются взаимно заменяющие комплексы минимального достаточного количества элементов, под лежащих сплошному или выборочному, постоянному или периодическому кон тролю. Для определения кинематической точ ности колеса должен быть проверен о д и н из указанных ниже комплексов контролируемых элементов колеса: 1) кинематическая погрешность ко леса Ь F ; 2) накопленная погрешность окруж ного шага M ; к T £ Здесь А — межцентровое передачи в мм. расстояние 3) радиальное биение зубчатого венца E И кинематическая погрешность об работки о T» ; 0 S