
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
352 КОЛЕБАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ уменьшением или устранением возбу ждающих сил. Так, например, тщатель ная балансировка приводит к уменьше нию возбуждения, создаваемого вра щающимися неуравновешенными мас сами. Уменьшение амплитуд резонансных колебаний достигается также введением значительного демпфирования. Устройствами, специально предназна ченными для уменьшения амплитуд ко лебаний, являются демпферы и анти¬ вибраторы (гасители). Демпферы уста навливаются в точках системы, имеющих наибольшие амплитуды колебаний, или в точках, в которых помещение демпфера изолирует систему от действия возбу ждающих сил. Демпфер ( г а с и т е л ь ) с трением основан на введении сил трения в колебательную систему. В ряде конструкций гасителей исполь зуются сухое трение и рассеяние энергии в материале (резиновые гасители). При меняются и гасители вязкого трения, в которых при колебаниях жидкость" -(масло) продавливается из одной полости в другую через отверстия. Динамический антивибратор (гаситель) представляет собой колебательную си стему малых размеров, имеющую частоту собственных колебаний, равную частоте возбуждающей силы и присоединяемую к основной системе для устранения ви браций. В качестве динамических гасителей для крутильных (а также и поперечных) колебаний вращающегося вала широкое применение получили маятниковые гаси тели (аптивибраторы). Маятниковый гаситель обладает тем свойством, что е г о частота собственных колебаний изменяется прямо пропорцио нально изменению числа оборотов, и он, таким образом, гасит заданную гармони ческую составляющую возбуждения во всем диапазоне рабочих оборотов. Частота собственных колебаний маятни к о в о г о гасителя равна O = ] / 1/сек, (83) ного (бифилярного) подвеса здесь удается получить весьма малую приведенную длину маятников. Порядок гармониче ской составляющей, на которую настроен Фиг. 28. Маятниковый демпфер. бифилярный маятниковый гаситель, т. е. отношение круговой частоты е г о соб ственных колебаний к угловой скорости вала, составляет w 0 1 где Q — угловая скорость вращения вала в 1/сек; Rfr- расстояние от оси вала до центра тяжести маятника в см; L — при веденная длина маятника в см. Примером маятникового гасителя является конструкция (фиг. 28), в кото рой использованы подвижные противо весы коленчатого вала. Вследствие двой где R — расстояние от оси вала до центра тяжести маятника; ^ - д и а м е т р отвер стий в противовесе; d — диаметр вали ков. Траектория противовеса предста вляет дугу окружности радиуса d — d%. Виброизоляция. Требования к виброизоляции состоят в получении весьма малой жесткости подвески какойлибо установки или прибора при доста точной прочности этой подвески, так как последняя должна выдержать стати ческую нагрузку виброизолируемого объекта и возможные перегрузки. Для этой цели применяются различные амор тизаторы, а именно: стальные пружины в сочетании с демпфирующими устрой ствами или пластинчатые стальные рес соры, в которых энергия вибраций по глощается работой трения между пла стинами. Большое распространение получили вибропрокладки из различных органических материалов (резина, проб ка, прессованные прокладки), в том числе блоки из резиновых прокладок, соединенных в одно целое с металли ческими обкладками путем вулканиза ции. У с л о в и е виброизоляции заключается в том, что частота собственных колеба нии изолируемого объекта на амортиза торах должна быть весьма мала по 1 2 }