
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
49ß СВЕДЕНИЯ О МЕХАНИЗМАХ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ может быть построен методами сфериче ской геометрии. Д л я графического по строения и исследования профилей п о л ь зуются приближенным методом, з а к л ю чающимся в замене сферической поверх ности двумя д о п о л н и т е л ь н ы м и конусами с последующей разверткой их на п л о - Широкое практическое применение имеют колеса с теоретически неточными з у б ь я м и , спрофилированными плоским производящим колесом (на фиг. 70, а по казано штрихпунктирными линиями) с прямолинейным профилем з у б ь е в и у г л о м при вершине н а ч а л ь н о г о конуса, равным и л и б л и з к и м к 180°. Обработка таких колес возможна инструментом с прямолинейной режущей кром кой. Косые и криволинейные зубья обеспе Фиг. 70. Коническая и плоско-цилин дрическая передачи между пересекаю щимися валами. с к о с т ь (фиг. 7 0 , а). Дополнительные конусы имеют у г л ы при вершине 2 ; Т 180° — 2 Т 1 и 2-(2 =- 1 8 0 ° - 272 <где 2TI И 2тг — у г л ы при вершине на чальных к о н у с о в соответствующих ко л е с ) и касаются сферы по л и н и я м ее пересечения с начальными конусами, что обеспечивает удовлетворительное •совпадение д о п о л н и т е л ь н ы х конусов со •сферой в зоне, прилегающей к л и н и и касания. Развертка д о п о л н и т е л ь н ы х ко н у с о в позволяет рассматривать профили з у б ь е в конических колес как цилиндри ческих с диаметрами начальных о к р у ж ностей d чивают б о л ь ш у ю плавность работы пе редачи. Н а з в а н и е з у б а соответствует его форме на плоском производящем колесе. Средние л и н и и косых ( т а н г е н ц и а л ь н ы х ) з у б ь е в касаются некоторой концентри ческой о к р у ж н о с т и на п л о с к о м колесе. И з криволинейных з у б ь е в т е х н о л о г и ч е ски наиболее удобным я в л я е т с я к р у г о вой, допускающий производительные методы нарезания и шлифования з у б ь е в . Плоско-цилиндрическая передача (фиг. 7 0 , б) состоит из цилиндрического колеса и с о п р я ж е н н о г о с ним п л о с к о г о колеса, з у б ь я которого имеют с л о ж н у ю форму и нарезаются шестерней-долбяком, соответствующим цилиндрическому з у б ч а т о м у к о л е с у передачи. В плоско цилиндрической передаче касание з у б ь е в происходит по л и н и и . Т а к а я передача применяется, например, в токарных зажимных патронах. П е р е д а ч и м е ж д у с к р е щ и в а ю щ и м и с я в а л а м и выполняются винтовыми колесами, гипоидными к о л е сами, червячной па рой, глобоидной чер вячной парой. Винтовые колеса H = H t d t : C O S 7 1 - « ¾ : c s Ti o Т2 = « Z 2 1 C 0 S н d t H i e d H : 1 C 0 S Т2- где d Ht и d Ht — диаметры начальных окружностей конических колес (фиг.70,а). У колес с у г л о м при вершине началь ного конуса 180° ( п л о с к о е к о л е с о ) допол нительный конус обращается в цилиндр, а профиль з у б ь е в на развертке послед него соответствует прямолинейному про¬ ф и л ю з у б ь е в рейки. (фиг. 71) имеют ци л и н д р и ч е с к у ю форму и снабжены винто выми з у б ь я м и , геоме трическая характери стика которых та ж е , что и косых (см. вы ш е ) . Передача рабо Фиг. 7 1 . Передача тает с б о л ь ш и м отно винтовыми коле сительным скольже нием з у б ь е в , имею щих точечное касание. П о э т о м у такие колеса и с п о л ь з у ю т с я главным образом д л я передачи малых у с и л и й . Оси ко лес могут скрещиваться под любым углом. Гипоидные колеса представляют собой конические влнтовые колеса. Передачи с типоидными колесами применяются главным о б р а з о м в автомобилях. сами.