
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ЗУБЧАТЫЕ МЕХАНИЗМЫ 495случаях передаточное отно ной о к р у ж н о с т и 1 ( и л и 1') колеса. Л и н и я з а ц е п л е н и я MPN состоит из д в у х дуг о к р у ж н о с т и . К о л е с а с з у б ь я м и цик лоидального про¬ филя — парные. К а ж д о е колесо мо жет правильно сцепляться т о л ь к о с тем зубчатым колесом, на рабо ту с которым о н о рассчитано. Цик лоидальный про филь, приближен но очерченный д у гами о к р у ж н о с т е й , имеет применение Ф и г . 67. Циклоидаль в механизмах ча ное зацепление. сов и д р у г и х при боров. Цевочное зацепление (фиг. 6 8 ) . Е с л и профиль з у б а одного колеса предста вляет собой т о ч к у 2, то профиль зуба с о п р я ж е н н о г о с ним колеса очерчивается эпициклоидой 2\ п о л у ч а ю щ е й с я при качении н а ч а л ь н о й о к р у ж н о с т и / пер вого колеса по начальной о к р у ж н о с т и Г второго. П о с л е за мены этих т е о р е тических профи лей практически выполнимыми э к видистантными профилями полу чаем на первом Фиг. 68. Цевочное за колесе профиль цепление. зуба в виде о к ружности 3 (сече ние цевки — штпфта и л и р о л и к а ) и на втором колесе — с боковыми сторонами по эквидистантным к эпициклоидам кривым 3'. П р о ф и л ь з у б а второго ко леса обычно очерчивается п р и б л и ж е н н о дугами о к р у ж н о с т е й . Цевочное з а ц е п л е н и е имеет ограни ченное применение. О н о и с п о л ь з у е т с я главным образом д л я передач с б о л ь ш о й редукцией в общем машиностроении и в точной механике. Типы зубчатых пар Р а з л и ч а ю т пары д л я передачи враща т е л ь н о г о движения (зубчатые передачи) и пары д л я преобразования вращатель ного движения в прямолинейно-посту пательное или наоборот (реечные пере дачи). Зубчатые передачи д е л я т с я на пере дачи между п а р а л л е л ь н ы м и , пересекаю щимися и скрещивающимися валами. В о всех шение где 2 и (I) —угловые 2 скорости; z\ н. Z - ч и с л а з у б ь е в соответствующих к о л е с В передачах м е ж д у парал л е л ь н ы м и в а л а м и зубчатые ко леса имеют ц и л и н д р и ч е с к у ю форму иснабжаются прямыми, косыми, угло выми или шевронными з у б ь я м и . Прямые зубья имеют направление поо б р а з у ю щ и м цилиндра. Передачи с прямозубыми эвольвентными колесами п о л у ч и л и наибольшеераспространение в практике. Косые зубья — наклонные на про изводящей или рабочей рейке, винтовые на к о л е се (фиг. 69) — дают касание со пряженных з у б ь е в по л и н и и . Преимущество передач косозубыми колесами — по вышенная плав ность работы. Недостаток—на л и ч и е осевых уси лий. Фиг. 69. Передача ци линдрическими коле сами с косыми зубьями Угловые или шевронные зубья состоят из д в у х ( и л и б о л е г ) участков косых з у б ь ев с противоположными у г л а м и н а к л о н а к о б р а з у ю щ е й . Осевое у с и л и е в пере даче отсутствует. Одно колесо обычно* д е л а ю т самоустанавливающимся в осе вом направлении. Недостаток передач — с л о ж н о с т ь обработки з у б ь е в и невоз можность их шлифования производител ь н ым и метода м и. В п е р е д а ч а х м е ж д у пере с е к а ю щ и м и с я в а л а м и зубча тые колеса обычно имеют коническуюформу. Работа передачи может бытьпредставлена как качение без п р о с к а л ь зывания двух начальных конусов с вер шинами в общей точке. К о л е с а снаб жаются прямыми, косыми или к р и в о л и нейными з у б ь я м и . Прямые зубья имеют направление п о о б р а з у ю щ е й конуса, касание с о п р я ж е н ных з у б ь е в — по прямой. Боковые сто роны з у б ь е в ограничены мекруглыми коническими поверхностями. Теорети чески точный эвольвентпый профиль