
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ТОЧНОСТИ МЕХАНИЗМОВ 4 4 5 Основные определения Идеальным механизмом принято на зывать механизм с а б с о л ю т н о точными размерами всех звеньев; действитель ным механизмом у с л о в н о называют ме ханизм, имеющий ошибки в основных размерах и форме звеньев (первичные ошибки). Первичные ошибки делятся на: а) систематические — постоянные или изменяющиеся по определенному з а к о н у ; б) с л у ч а й н ы е — в е л и ч и н ы которых нельзя заранее предугадать; в) г р у б ы е — недо пустимо б о л ь ш и е о ш и б к и , подлежащие устранению (обычно о т к л о н е н и я , выхо дящие за пределы д о п у с к о в ) . Р а с п р е д е л е н и е ошибок по указанным группам зависит от т о г о , анализируется л и конкретный э к з е м п л я р механизма и л и достаточно б о л ь ш а я серия одинаковых механизмов без учета индивидуальных особенностей каждого экземпляра. Ч а с т ь первичных ошибок является т е х н о л о г и ч е с к и неизбежной (например, ошибки во взаимном р а с п о л о ж е н и и эле ментов кинематических пар в звене и отдельных поверхностей в элементе ки нематической п а р ы ) , часть представляет собой о т к л о н е н и я , необходимые д л я обес печения надлежащих эксплуатационных свойств механизма (например, зазоры, заполненные смазкой, в быстроходных вращательных п а р а х ) . Первичные ошибки могут быть ска лярными или векторными, плоскими и пространственными. П л о с к а я векторная ошибка может быть заменена двумя с к а л я р н ы м и , пространственная — тремя скалярными. Ошибки механизма х а р а к т е р и з у ю т от клонения движения ведомых и некото рых промежуточных звеньев от иде а л ь н о точного движения Ошибкой положения механизма на зывается разница положений ведомых звеньев действительного и идеального механизмов при одинаковых п о л о ж е н и я х ведущих звеньев. л у ч е н н ы е не т о л ь к о вследствие первич ных ошибок механизма, но и от неточ ности п о л о ж е н и й ведущих звеньев. Ошибками скоростей и ускорений механизма называются разности между скоростями и ускорениями ведомых звеньев действительного и и д е а л ь н о г о механизмов при одинаковых п о л о ж е н и я х ведущих звеньев. Динамическими ошибками механизма называется разность с и л реакций в дей ствительном.и идеальном механизмах при одинаковых п о л о ж е н и я х ведущих звень ев. Эти ошибки получаются в виде от клонений сил реакций или реактивных импульсов. Нахождение о ш и б о к положения и перемещения механизма по первичным о ш и б к а м Д л я встречающихся в практике м а л ы х величин ошибок по сравнению с разме рами звеньев справедливы с л е д у ю щ и е положения: 1. В л и я н и е каждой первичной ошибки на о ш и б к у п о л о ж е н и я ведомого эвена не зависит от д р у г и х первичных оши бок (принцип независимости действия первичных о ш и б о к ) . 2 . Ошибка п о л о ж е н и я механизма, вы званная какой-либо одной первичной о ш и б к о й , равняется произведению по следней на передаточное отношение пре о б р а з о в а н н о г о механизма, равное отно шению скорости е г о ведомого звена к скорости ведущего. Преобразованный механизм строится таким образом, чтобы он давал соответ ствующее перемещение ведомого эвена при перемещениях, имитирующих изме нение размеров звеньев д е й с т в и т е л ь н о г о механизма на величины первичных оши бок (фнг. 3 8 ) . Ошибка положения механизма, так Ошибкой перемещения механизма на зывается разница перемещений ведомых звеньев действительного и идеального механизмов при одинаковых перемеще ниях ведущих звеньев обоих меха низмов. Ошибками положения и перемещения ведомого звена механизма называются разницы соответственно положений и перемещений ведомых звеньев действи тельного и и д е а л ь н о г о механизмов, по же как и ошибка п о л о ж е н и я ведомого звена механизма, может быть найдена графическим, графо аналитическим и л и аналитическим способом. Графический способ состоит в выявле нии преобразованных механизмов — осо б о г о д л я каждой первичной ошибки или о б щ е г о для всех первичных о ш и б о к — и построении д л я них планов малых перемещений с п о м о щ ь ю обычных при емов построения планов скоростей П о л ная ошибка п о л о ж е н и я механизма опре деляется алгебраическим суммированием ошибок п о л о ж е н и я , каждая из которых получается от одной первичной о ш и б к и , или непосредственно построением плана