
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
444 ОБЩАЯ ЧАСТЬ Д л я изучения износа деталей машин и с п о л ь з у ю т с я все три указанные на правления в работе. ОСНОВЫ Т Е О Р И И ТОЧНОСТИ МЕХАНИЗМОВ Основные понятия Факторы^ влияющие на работы нового механизма: точность а) о т к л о н е н и я от заданного движе ния, зависящие от выбранной схемы механизма, встречаются главным обра зом в механизмах с одними низшими парами д л я п р и б л и ж е н н о г о о с у щ е с т в л е ния движения; б ) т е х н о л о г и ч е с к и неизбежные о т к л о нения в размерах и форме деталей — имеют значение д л я большинства ма шин — регламентируются стандарти зованной системой д о п у с к о в ; в) у п р у г и е деформации звеньев под влиянием действующих сил — жест кость звеньев имеет существенное зна чение д л я большинства механизмов; г ) температурные деформации звеньев— особенно с и л ь н о п р о я в л я ю т с я при не равномерном нагреве п о с л е д н и х ; д ) относительные смещения деталей под действием сил за счет неплотно стей и деформаций контактных поверх ностей в неподвижных соединениях; со противляемость смещению носит на звание жесткости с т ы к о в ; она имеет б о л ь ш о е значение д л я машин с высо кой общей жесткостью, например д л я м е т а л л о р е ж у щ и х станков; е) смещения звеньев за счет зазоров и т о л щ и н ы с л о е в смазки в кинемати ческих парах; в л и я н и е зазоров особенно с и л ь н о п р о я в л я е т с я при нежидкостном трении в геометрически замкнутых па рах, которые находятся под действием изменяющихся по н а п р а в л е н и ю нагру зок; в л и я н и е т о л щ и н ы м а с л я н о г о с л о я сказывается при жидкостном и отчасти при п о л у ж и д к о с т н о м трении. Д л я механизмов и машин важна не т о л ь к о их первоначальная точность ра боты, но и способность с о х р а н я т ь эту точность при д л и т е л ь н о й эксплуатации, а т а к ж е при д л и т е л ь н о м хранении ма шины. Дополнительные факторы, в л и я ю щ и е на точность работы механизма, нахо дившегося в э к с п л у а т а ц и и : а) износ т р у щ и х с я поверхностей, осо бенно за счет истирания и смятия (см. стр. 4 3 8 ) ; б ) остаточные деформации деталей, особенно смятие в неподвижных соеди нениях п л о х о обработанных п о в е р х н о стей, испытывающих б о л ь ш и е у д е л ь н ы е давления; в) постепенные деформации д е т а л е й ( к о р о б л е н и е ) за счет остаточных напря ж е н и й , п о л у ч е н н ы х при т е х н о л о г и ч е ских процессах, связанных с их нагре вом до высоких температур. Эти дефор мации особенно существенны д л я к р у п ных л и т ы х деталей (например, с т а н и н ) , не прошедших естественного и л и искус ственного старения, и п о я в л я ю т с я г а к во время эксплуатации машин, так и при д л и т е л ь н о м их хранении. В л и я н и е всех перечисленных факто ров на точность работы механизмов еще не вполне изучено. В зада чу р аздел а теор и и точ ности механизмов, изучающей теоретически неизбежные д л я некоторых схем меха низмов о т к л о н е н и я п о л у ч а ю щ е г о с я дви жения от заданного д в и ж е н и я , входит определение основных размеров меха низма (метрический синтез) из у с л о в и я п о л у ч е н и я наименьших о т к л о н е н и й на интересующем нас участке д в и ж е н и я . В настоящее время объектами иссле дования я в л я ю т с я п л о с к и е механизмы с одними низшими парами. Эти меха низмы б л а г о д а р я р а з н о о б р а з и ю движе ния шатуна дают возможность п р и б л и женно воспроизводить практически почти л ю б о е п л о с к о - п а р а л л е л ь н о е дви жение. Н е о б х о д и м ы е сведения по этому вопросу имеются в с п е ц и а л ь н о й л и т е ратуре. Основоположником указанного раз дела теории точности механизмов являет ся П. Л . Чебышев, разработавший т е о р и ю н а и л у ч ш е г о п р и б л и ж е н и я тра ектории точки шатуна к заданной кривой. Практически б о л е е важный раздел теории точности механизмов посвящен и з у ч е н и ю нарушений заданного движе ния механизма вследствие ошибок в раз мерах н форме звеньев. О с н о в о п о л о ж н и ками этого раздела теории точности я в л я ю т с я советские ученые H . A . К а л а ш ников [ I 5 J и Н . Г. Бруевич [ 8 ] . Б о л ь шинство ошибок имеет с л у ч а й н ы й ха рактер, вследствие чего и теория точности механизмов носит теоретиковероятностный характер. В задачу этого раздела входят определение ожидаемых величин ошибок в размерах звеньев и нахождение по ним и н т е р е с у ю щ и х нас о ш и б о к механизма.