* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ
ПОСТРОЕНИЯ
В ПРОСТРАНСТВЕ
201
Перечисленные постулаты отражают практику употребления чер тежных инструментов — циркуля и линейки. Решение задачи на построение (на плоскости) можно понимать двояко. А. Решить задачу на построение — значит свести ее к цепи о с н о в н ы х задач, возможность решения которых постулируется. Пусть, например, требуется найти середину отрезка АВ. Вот ре шение: 1) построить окружность с центром в точке Л, имеющую радиус АВ, 2) построить окружность с центром в точке Д имеющую радиус АВ 3) найти две точки пересечения этих окружностей, 4) провести прямую через эти точки, 5) найти точку пересечения этой прямой с АВ. Задача решена. Мы не касаемся доказательства и исследования, л рассматриваем только построение. Само построение как чертежный процесс мы не производили, за менив его словесным описанием. Отметим, что способы решения основных задач не требуют объ яснений. Не нужно объяснять, как провести прямую через две точки. Это — основная задача, решение которой не расчленяется на более простые шаги. Ее можне? решить — это обеспечивается постулатом. Вопрос, как ее решить, не рассматривается. Б. Решить задачу на построение—значит выполнить это построе ние на бумаге (или на другой материальной плоскости) при помощи чертежных инструментов. В геометрии на плоскости между точками зрения А и Б нет принципиального различия, потому что постулаты точно отражают свойства чертежных инструментов. Если учитель задал ученику задачу на построение, то он может удовлетвориться словесным решением и не требовать вычерчивания'). В самом деле, вся трудность заключается в нахождении цепи основ ных задач. Если найдено решение, сформулированное словесно, то его чертежная реализация не представляет никаких затруднений. 7.2. Система постулатов для «воображаемых построений» в пространстве. В теории геометрических построений в пространстве можно предложить систему постулатов, аналогичную приведенной на стр. 200: 1. Через две точки можно провести прямую. 2. Через три точки, не лежащие на одной прямой, можно про вести плоскость. 3. Можно построить сферу, имеющую данный центр и данный радиус.
У
') За исключением тех случаев, цессе черчения.
когда требуется
упражнение и про