* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
18
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СИСТЕМ СЧИСЛЕНИЯ
О числах выше 6 островитяне Торресова пролива говорят «многомного», «множество» или «неисчислимо» *). У некоторых племён слова «много», «неисчислимо» применяются для обозначения всех чисел ^ 3 . Таким образом, на этой стадии натуральный ряд является конеч ным и состоит подчас только из двух членов. Но не следует думать, что племена, у которых существуют числительные толька для единицы и для двух, не умеют сосчиты вать совокупности, состоящие более чем из двух или шести пред метов. Человек научился в известном смысле «считать» задолго до того, как появились названия чисел. Один из наблюдателей пишет об абипонах, у которых существовали лишь числительные один, два и три, что, сбираясь на охоту, они, сидя уже в седле, осматри ваются вокруг, и если нехватает хотя бы одной из многочисленных собак, которых они содержат, то они принимаются звать её. На блюдателя особенно удивило, каким образом, не умея считать, абипоны способны были сейчас же сказать, что среди такой значитель ной своры нехватает одной собаки. Дело в том, что на этой стадии численность воспринимается как одно из свойств совокупности предметов, характеризующее эту совокупность наряду с другими свойствами: цветом, формой, размером и т. д. А именно, это свойство характеризует совокуп ность, во-первых, со стороны её целостности (все ли предметы данной совокупности имеются налицо), а во-вторых, в чисто по рядковом соотношении с другими совокупностями, составленными из тех же предметов (больше или меньше одна совокупность, чем другие). Очевидно, такой «счёт» был достаточен только на той стадии развития человечества, когда, грубо говоря, нечего было считать, когда ещё хозяйство племени стояло на очень низком уровне, а межплеменные связи не были налажены. Итак, на первой стадии развития числа оно представляет собой отдельные числа-свойства или числа-качества конкретных совокуп ностей предметов с едва намечающимися порядковыми соотноше ниями. В настоящее время уже не известны народы, счёт кото рых остановился бы на этой первой стадии, соответствующей в основном первой и второй ступеням дикости. «Счёт» числами-свой ствами сохранился у некоторых племён только в качестве пере житка. ') Следы того, что число 7 служило одновремевно для обозначения не определённой множественности и у наших предков, сохранились в русском языке в виде пословиц и поговорок, например: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «У семи нянек дитя без глаза» и т. д. Во всех этих лословицах слово «семь», очевидно, употребляется в смысле «ыпого».