* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
545
Лонжерон — Лось-штаг
546
бины. Направляющие лопатки служат для изменения направления и скорости движения пара, проходящего между этими лопатками. Рабочие лопатки вос принимают энергию струи пара, ко торый своим давлением на них приводит ротор турбин во вращение. *ЛОПАТОЧКА, ЛОПАТКА — такелажный инструмент, употребляемый при клетнева нии. Представляет собой ма ленькую деревянную Л. с не большим отверстием в плоской своей части. „„ ЛОП-ШТАГИ (Manropes of Щ the bowsprit) — стоячий таке Лопа лаж бушприта. Служит леером точка. для людей, идущих по буш приту на утлегарь крепить кливер, и для других надобностей. ЛОРДЕНЬ, ЛОРЛИНГ, ЛОРЛИН (стар.) — смоленая веревка, скрученная в две нити. Применялась для обвивки стропов и стропок у порт-талей. ЛОР-ФУТОКС (Second futtock) — нижние футоксы; нижняя составная часть деревянного шпангоута. ЛОСЕЕТ(сев.) — говорят, когда среди мелкой зыби местами появляется глад кая поверхность воды. ЛОСО (бел.) — говорится о море, когда оно тихо, гладко, не шелохнет, как зеркало. ЛОСТИТЬ — покрывать пазы дере вянного судна лостами и закреплять их. ЛОСТЫ, САРГИ — тонкие и узкие дощечки (дранчики), прибиваемые же лезными скобами вдоль пазов корпуса деревянных речных судов (барок, рас шив и пр.), у которых пазы не конопа тятся паклей. ЛОСЬ-ПЛАН (стар.) — временный по мост, пристань для выгрузки судна. ЛОСЬ-ПОРТЫ (HGT.) фальшивые (накрашенные на бортах) пушечные порты на купеческих судах; служили для введения в заблуждение пиратов. ЛОСЬ-СТЕНЬ-ШТАГ (Topmast, регventer stays) — снасть, подобная стеньштагу, устанавливаемая в помощь пос леднему. ЛОСЬ-ШТАГ (Preventer stay) — тот из двойных штагов, по которому ходит косой парус, напр., грот-лось-штаг — штаг, по которому ходит грот-стаксель. С тень-лось-штаг — штаг, по которому ходит стень-стаксель. Фор-лось-штаг— Лопатка паровой турбины, штаг, по которому ходит фока-стаксель. Этому же термину можно дать и другое ваемая по окружности рабочих и на определение: Л.-Ш.— левый фока- или правляющих дисков или роторов тур- грота-штаг и фор- или грот-стень-штаг. риск грузополучателя немедленно по прибытии судна в Лондон. ЛОНЖЕРОН (Longeron) — одна или несколько балок, идущих вдоль розмаха крыла самолета и дающих основную прочность крылу. ЛОПАРЬ, ЛОПЕРС (Fall) — ходовой или внешний конец как у талей, так и у всякой снасти, напр., кат-лопарь, винт-лопарь и пр. «ЛОПАРЯ УЛОЖИТЬ» — команда, подаваемая после спуска шлюпки, по которой люди, стоявшие на лопарях, убирают лопаря, укладывая их в бухты, предварительно обтянув и завернув их на утки. ЛОПАСТЬ (Blade, fan, vane, paddle)— гребная часть весла, гребных винтов и судовых колес. У последних Л, на зывают также плицей или гребком. ЛОПАТА — примитивное приборочное приспособление, служащее для отжима воды с деревянного настила палубы после ее скачивания. Имеет вид узкой лопатки из дерева, в нижний срез ко торой врезана полоса толстой резины. Отсюда лопатить палубу — отжимать воду G палубы при помощи Л. ЛОПАТА ОТ СИДРА (слав.) — лапа якоря. ЛОПАТИНА, ЛОПАТЫНА (волж.) — устье оврага, выходящего на реку, и нанос перед ним; широкая плоская коса, частью подводная. *ЛОПАТКА ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ (Blade, blading) — деталь, устанавли-
—