
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
517 Ламповый реостат Ласточкин хвост 518 ротковолновые и для приема ультрако ротких волн). ЛАМПОВЫЙ РЕОСТАТ—реостат, со стоящий из ряда электрических ламп, включенных параллельно. ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ (Valve amplifier) — см. Усилитель. ЛАНТША — малое парусное судно с 2 мачтами, встречаемое в районе Ма лайского архипелага. ЛАНФУТ — вид экспортного сосно вого лесоматериала, длиной от 1,2 до 2,4 м (4—8 фут.). ЛАНЧ (Launch) — главная шлюпка флагманского корабля в английском флоте. В широком смысле слова — не большое самодвижущееся судно, упо требляемое обычно для службы в га ванях и на реках, а также для целей развлечения. ЛАПА у якоря (Flukes, palms) — оконечности рогов якоря, служащие для забирания якорем грунта. ЛАПКИ (Legs) — 1. Разветвление ка кой-либо снасти на два конца, которыми она обхватывает рангоутное дерево. Для образования Л. в конец снасти вплеснивается второй конец одинаковой с первым концом толщины. В концах Л. делаются очки, через которые Л. свя зываются плоским найтовом. 2. Лапки у дирик-фала иначе называются шпрюйтом. Представляют собою конец троса с двумя огонами по концам. Последними он надевается на гафель для того, чтобы разложить на две точки напряжение дирик-фала. По шпрюйту ходит блок, в строп которого закладывается другой блок от дирик-фала. 3. Лапки у парусов для булиней (clow) — см. Шпрюйт. ЛА-ПЛАТСКИЙ КОНОСАМЕНТ (Plat te b i l l of lading) — особый тип коноса мента, употребляемый при перевозке грузов из портов реки Ла-Платы. ЛА-ПЛАТСКОЕ УСЛОВИЕ (River Platte clause) — обычное условие стра хования грузов, следующих в порты реки Ла-Платы (Ю. Америка), по кото рому ответственность страховщика за риск от огня прекращается с момента выгрузки груза на склад или же через 10 дней по прибытии судна в порт на значения, в зависимости от того, какой из этих моментов наступит ранее. ЛАП-ТАЛЛ — тали, которые заво дятся за лапу якоря для подтягивания ее к подушке при уборке якоря. ЛАРИ для хранения снарядов в по гребах — помещения у переборок, об разуемые невысокой перегородкой из листовой стали с подкрепляющими ее угловыми или швеллерными стойками. Снаряды в лари укладываются рядами; нижний ряд лежит на деревянных или стальных полосах, выше идут 3 или 4 ряда снарядов, между которыми по ложены прокладки. ЛАРИНГОФОН — антишумовой ми крофон; прибор, не воспринимающий посторонних шумов и передающий толь ко речь; употребляется в судовых теле фонах вместо микрофонов. ЛАРЬ (волж.) — деревянный ящик из толстых досок, употребляемый для за делки пробоин в подводной части судна. Л. бывает различной формы. ЛАСТ (Last) — устаревшая мера вме стимости судна, равная 2 регистровым тоннам или 5,66 м . В Англии и Герма нии — также мера сыпучих тел, камен ного угля и др. грузов, не одинаковая для разных портов. Ластовый сбор взи мается в портах G торговых судов, смотря по вместимости их; с 1902 г. этот сбор в России стал называться корабельным. ЛАСТИТЬ (касп.) — покрывать пазы наружной обшивки судна тонкими дран ками (рейками), прибивая их скобками, называемыми ластильными скобами. «ЛАСТОВЫЕ ОФИЦЕРЫ» — т а к в царском флоте называли офицеров, про изведенных из кондукторов без экза мена, за особые заслуги. Надо при этом отметить, что случаи такого про изводства были относительно редкими. «Ластовые офицеры» хотя номинально и числились офицерами, тем не менее в служебно-правовом отношении они были на особом положении, так, напр., они имели форму одежды, отличающую их от морских офицеров, имели чины не морские, а сухопутные, крайне мед ленно продвигались по службе и в исключительно редких случаях (бук вально единичных) достигали штабофицерских чинов; использовались, как правило, на хозяйственной работе и на берегу и т.д. Словом, делалось все, чтобы подчеркнуть, что это люди «черной ко сти» и не допустить их в среду строевого морского офицерства. ЛАСТОВЫЕ СУДА — мелкие порто вые пловучие средства: баржи, плаш коуты и т. п. Суда эти до 60-хгг. Х1Хв. находились в ведении так называемых ластовых экипажей, офицеры которых имели чины не морские, а сухопут ные. С уничтожением ластовых эки пажей Л. С. перешли в портовые управ ления. ЛАСТОЧКИН ХВОСТ (Dove-tail) — вырез в изделии, по форме напоминаюг