
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
473 Корректура стрельбы — Костлявый берег 474 Малой К. подлежат карты, когда исправление их может быть легко на несено рукописью на оттиске карты без ущерба для ее четкости и касается лишь отдельных участков карты или если эти изменения для кораблевожде ния имеют второстепенное значение. К технической К. карт относятся исправления, не имеющие навигацион ного значения, как то: переход на но вую орфографию; отнесение склонения к другой эпохе, не меняющее значения величины склонения для каждой даты, и др. аналогичные исправления. Все старые оттиски карт, напеча танные до выпуска нового издания или большой К., являются негодными для пользования. О времени составления карт, печати и К. наносятся соответствующие от метки на картах. КОРРЕКТУР4 СТРЕЛЬБЫ — внесе ние поправок в установки прицела и целика в процессе стрельбы, опреде ляемых на основании наблюдения па дений или разрывов снарядов. КОРРИДОРЫ (стар.) — талрепа. КОРРОЗИЯ (Corrosion) — свойство металлов окисляться и разъедаться как с поверхности, так и между кристал лами сплавов, вследствие механических, химических или температурных воздей ствий. К. вызывает громадные потери металла и разрушение металлических частей, напр., труб, оснований мачт, турбинных лопаток и т. п. Одним из видов К. является ржавление. Борьба с К. играет большую роль в технике. См. также Интеркристаллическая коррозия. КОРСАРЫ, КОРСЕРЫ (Corsair) — частные моряки, снаряжавшие с разре шения правительства принадлежащие им суда для захвата торговых судов противника. Морские партизаны не редко со своими судами входили в со став военного флота для несения при нем крейсерской, разведочной и посыль ной службы. См. Капер и Приватир. КОРТИК (Hanger) — прямой тонкий кинжал с граненым клинком и такой же рукояткой, чаще всего костяной. При своен в качестве оружия командному составу флота у большинства иностран ных держав. КОРУНД (Corundum) — абразивный материал, кристаллическая разновид ность глинозема, руда которого измель чается и применяется для изготовления точильных кругов, брусков и шкурок. КОРЧ (бел.) — верхний конец фор штевня у судна и самый штевень. Буксировать по корчу — буксировать прямо. КОРШИК (бел.)—кормщик, упра вляющий судном (шнякою) и наблюдаю щий за порядком на промысле. КОРЩИК (касп.) — рулевой на греб ном судне. КОРЫТО ПЕРЕКАТА (речи.) — часть переката, служащая судовым ходом (фарватером) и совпадающая со стреж нем, идущим через перекат; оно под вергается частым изменениям и в на правлении и в глубине; если грунт на перекате мягкий, то изменения в корыте часты и значительны, на каменистом же грунте изменений не бывает, а при илисто-песчаном они могут происхо дить и ежедневно и ежечасно. КОСА (Narrow neck of land) — узкая, длинная мель, идущая непосредственно от береговой черты. См. Береговой вал. КОСА (волж.) — невысокий песок (см.), вдающийся в русло длинным и острым клином. КОСАЯ ШКАТОРПНА — см. Шкато рина. КОСИНА — полотно парусины, сре занное наискось. КОСИЦЫ (Fly of a flag, slit) —концы флага в виде прямоугольных треуголь ников. КОСЛИВЫИ (сев.)—см. Костливый берег. КОСМОГРАФИЯ (Cosmography)— на чала астрономии, как предмет препода вания в средней школе. Термин, выхо дящий из употребления. КОСНА (сев.) — длинное речное гру зовое судно, удобное для приставания. КОСНУТЬСЯ МЕЛИ, ГРУНТА, БАН К И и пр. (То touch the ground) — задеть днищем судна мель, но не сесть на нее. КОСНЫЕ — небольшие речные суда. Одни назывались косные купеческие, другие — завозки или судовые косные. Первые представляли собой двухмачто вые, шести- или девятивесельные лодки с острым днищем. Применялись в рай оне Астрахани и служили для разъездов на ватаги и пр. Вторые — лодки с ост рым днищем, без мачт, с шестью весла ми, седьмым кормовым. "Служили для завозки якорей и других потребностей при расшивах и больших речных судах. КОСОСЛОИ — с м . Пороки дерева. КОСТЛИВЫЙ БЕРЕГ (арх.) — усеян ный опасными для судов мелями и кам нями. Беломорские мореходы называют костливым берегом берега Онежского залива, где много прибрежных камней и островков.