
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
435 Кливер-тали — Клюз палубный 43G КЛИВЕР-ТАЛИ — тали, которыми вытягивают кливер вдоль по утлегарю. КЛИВЕР-ФАЛ (Jib-halyard)—снасть, помощью которой поднимается кливер. КЛИВЕР-ШКОТ (Jib-sheet) — см. Шкот. КЛИМАТ данного района или пункта (Climate) — совокупность типичных для него атмосферных процессов и как результат этого — типичных для него метеорологических характеристик и яв лений в их взаимозависимости и типич ной последовательности. В качестве климатических характеристик какоголибо пункта сейчас принимают много летние средние значения метеорологи ческих элементов, полученные из на блюдения за тридцатилетний период. КЛИМАТОЛОГИЯ (Climatology) — отдел метеорологии, занимающийся изу чением климатов. КЛИН (Wedge) — 1. Тело, имеющее две наклонные друг к другу рабочие поверхности. К. в машиностроении слу жит для соединения двух деталей. 2. См. Барические отроги. 3. Подводная ка менная банка или риф. КЛИНКЕР (Clinker) — 1. Род об шивки деревянного судна из досок, пе рекрывающих друг друга кромкой на кромку и скрепленных медными эаклепками. 2. См. Спортивные суда гребные. КЛИНКЕТ (Sluice valve, sluice scutt le) — см. Задвижка. КЛИНКЕТ СПУСКНОЙ — водоне проницаемая вертикальная дверь, дви гающаяся вверх и вниз в плотно при гнанной раме при помощи специального механического привода. Служит для за крывания отверстий в водонепроницае мых переборках. КЛИНОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ (Wedge closing) — разъемное соединение дета лей при помощи клиньев, допускающее быструю разборку и сборку. КЛПНОК (Blade) — колющая или ру бящая часть холодного (белого) ору жия — сабли, палаша, шашки, кортика. КЛИНОМЕТР (Clinometer) — при бор, построенный на принципе уровня с жидкостью и служащий для измерения угла между вертикальной плоскостью и диаметральной плоскостью судна (угла крена). См. Кренометр и Диферентометр. К Л И Н Ь Я ГРУЗОВЫХ люков — см. Брезентовка. КЛИП — 1. Подводный камень в мо ре (арх.). 2. Подводный камень, ого ляющийся иногда при малой воде; каме нистые мели или банки. Иначе клипенги, клипни (стар.). КЛИПЕР (Clipper) — военный ко рабль парусного флота, отличавшийся острым образованием корпуса и отно сительно большим ходом, при сравни тельно небольшом водоизмещении (от 600 до 1500 т ) . К. предназначались для несения дозорной,разведочной и посыль ной службы. Их ранее других кораблей начали снабжать паровыми двигате лями. Артиллерийское вооружение К. состояло из 20—24 орудий, расположен ных на верхней палубе, парусное — из трех мачт (задняя сухая). Клипера по лучили свое название от быстроходных парусных американских судов, появив шихся в половине X I X в. и отличав шихся острыми обводами, большими размерами рангоута, значительной па русностью и исключительной скоростью для парусных судов. Часто на К. можно встретить до пяти реев на мачте. Чайными клиперами называются па русные К., занимающиеся исключи тельно транспортировкой чая из Китая и о-ва Цейлона в Европу. КЛИТОМЕТР — см. Ватерпас. КЛОТ, КЛОТИК (Truck, acorn-but ton) — точеный, обычно деревянный кружок, надеваемый на флагшток или топ-мачты. Он имеет несколько шкивов (иногда кипов) для фалов. КЛОТИК—см. Клотиковый фонарь. КЛОТИКОВЫЙ ФОНАРЬ, клотиковая лампа — сигнальный прибор для световой сигнализации. Состоит из двух или трех ламп, из которых одна красная, а остальные белые. Передача сигналов К. Ф. производится по азбуке Морзе, путем включения лампы ключом. К. Ф. устанавливается обычно на клоте мачты. Сокращенно этот фонарь называют про сто — клотик. КЛОЦ (Head of a spunge) — деревян ная колодка, цилиндрическая или в виде усеченного конуса. На нее насаживается щетина. Представляет собой часть бан ника. КЛЮЗ (Hawse) — в узком смысле: труба для пропуска каната (цепи). На парусных судах К. называли сквозные продолговатые или круглые отверстия, служащие для проводки кабельтов и якорных цепей. По месту расположе ния и назначения К. назывались: в носу —канатными, на середине судна— буксирными, в корме — кормовыми или гипринговыми. КЛЮЗ ПАЛУБНЫЙ (Chain pipe) — отверстие в палубе с чугунной или