
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
427 Кипа—Китобойные матки КИПЯТИЛЬНИК — то же самое, что и испаритель (см.). Термин, выходящий из употребления. КИРЖИМ, КИРДЖИМ — небольшое плоскодонное судно, встречающееся в южной части Каспийского моря. При меняется для сообщения с берегом на открытых рейдах и перевозки грузов с кораблей на берег. КИСА (Bag) — парусиновый мешок. На шлюпках служит для хранения шко тов, запасных уключин и нагелей. КИСТИ (Paint-brush) — являются главным инструментом в малярном деле. К. изготовляются преимущественно из лучшей хребтовой свиной щетины (ще тинные кисти) и из волоса барсучьего, хорькового, беличьего и др. (волосяные кисти). Наиболее употребительные в судовом обиходе К. следующие: руч ники, маховые, флейцы, отводные, разде лочные, лакировочные и торцовки. КИСТЬ КРАСНОЙ ВЯЗКИ — см. Ручник. КИСТЬ СЕРОЙ В Я З К И — см. Руч ник. КИТОБОИ (Whaler) — см. Китобойцы. КИТОБОЙНЫЕ МАТКИ — В совре менном их выполнении представляют собой двухпалубные наливные суда с обычным для последних подразделе нием на отсеки. Междупалубное про странство делается высотой свыше 5 м для установки в нем всех производствен ных устройств без перерезания палуб. В кормовой оконечности устраивается слип для подъема кита на верхнюю па лубу. Средняя надстройка конструи руется в виде двух отдельных рубок, с широким проходом между ними, поз воляющим перетаскивать кита с кор мовой части рабочей (верхней) палубы в носовую. На средней надстройке уста навливаются две мощные лебедки для втаскивания кита на рабочую палубу. Две менее мощные лебедки на баке слу жат для перетаскивания туши после съемки жира в носовую часть рабочей палубы, где заканчивается разделка кита. В верхней палубе предусматри ваются многочисленные лючки для по грузки сала, мяса и костей в соответ ствующую аппаратуру, находящуюся в междупалубном пространстве. В каче стве главных двигателей на китобойных матках устанавливаются паровые ма шины. В зависимости от размеров судна и производительности перерабатываю щих установок штат команды китобой ных маток колеблется в пределах 150— 350 чел. КИПА (Bale) — тюк, место груза, обернутое холстом, брезентом, рого жей и т. п. и обычно обтянутое метал лическими обручами или проволокой. КИПАКА (арх.) — 1. Каменистый, невысокий, осушной берег. 2. Гладкий, выходящий из воды камень. КИПАКИ (сев.) — утесистые, неров ные берега. КИПАРИС — дерево, высоко ценя щееся в судостроении, т. к. К. не под вержен гниению и долговечен. Приме няется главным образом для постройки судов, которые находятся то в воде, то на воздухе, как, напр., шлюпки военных кораблей. КИПЕНИЕ (Boiling, bubbling) — образование пара внутри жидкости, сопровождаемое выделением на поверх ности лопающихся пузырьков и бурле нием. К. происходит при такой темпе ратуре, при которой упругость насы щенного пара жидкости равна атмосфер ному (наружному) давлению. Поэтому, если давление понижено, то жидкость закипает при меньшей температуре. *КИПОВАЯ ПЛАНКА (Chock, fairleader, fairlead) — специальная отлив ка, заменяющая собой; швартовные или буксирные клюзы в тех местах, где не имеется фальшборта. В целях умень шения трения тросов, пропу скаемых через «S\ К. П., иногда Г? на последней делается один или два верти кальных вра щающихся ро Киповая планка. ульса. Иногда вместо К. П. го ворят сокращенно кип, что неверно, т. к. кип есть жолоб и имеет к тому же осо бое значение; в дельной вещи, о ко торой идет речь, основную часть соста вляет планка, роульсы и т. п. Киповая планка с двумя полуклюзами (Plain open chocks), т. е. с двумя рогами и без роульсов. Киповая планка с двумя роульсами (Open roller chock). КИПОР — специалист по ремонту тары. КИПРЕГЕЛЬ — инструмент, упо требляемый при углоначертательной съемке. Состоит из линейки и колонки, к которой прикреплена труба для ви зирования. Последняя обычно снаб жается дальномером и вертикальным кругом для определения углов наклона. См. Мензула.