
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
195 Водяной заберег — Возврат за стоянку 196 ВОДЯНОЙ ЗАБЕРЕГ (Offshore wa ter) — полоса воды на льду у берега, образовавшаяся в результате таяния снега (на берегу и на льду) и самого льда. ВОДЯНОЙ КОЛЛЕКТОР (Water drum) — стальной цилиндр в паро вых котлах, заполненный водой. См. Барабан котла. ВОДЯНОЙ ОТБЛЕСК (Water sky) — характерные в полярных районах тем ные пятна и полосы на облаках над чистой водой. По этим пятнам полярные мореплаватели, находящиеся во льдах, определяют наличие свободной ото льдов воды, не видя ее за дальностью. ВОДЯНОЙ ПАРУС — парус, опускае мый в воду для тяги судна течением. Применяется на реках, в частности на Волге. ВОДЯНОЙ ЭКОНОМАЙЗЕР, водоподогреватель (Economizer) —служит для предварительного подогрева поступаю щей в котел питательной воды. Подогрев воды осуществляется дымо выми газами, прошедшими по газоходам котла. Э. осуществляются ребристыми, змеевиковыми и в виде пучка труб, вводимых в одну или несколько пар коллекторов. ВОЕВОДА ПОМОРСКИЙ (слав.) — адмирал. ВОЕНКОМ — см. Военный комиссар. ВОЕНМОР — см. Военный моряк. ВОЕННО-МОРСКИЕ ИГРЫ — основ ной вид занятий с начсоставом, имеющий своим главным назначением тактическое и оперативное совершенствование как отдельных командиров, так и опреде ленных командных коллективов в вопро сах ведения общевойскового боя, при менения технических средств борьбы, организации боевого управления ча стями и соединениями, а также в вопро сах службы тыла. ВОЕННО - МОРСКИЕ УЧИЛИЩА РКВМФ — военно-морские учебные за ведения, задачей которых является под готовка для РКВМФ командиров-специа листов, непоколебимо преданных делу социализма, верных партии Ленина — Сталина, обладающих высокими воле выми качествами, инициативой, твер достью и настойчивостью, в совершен стве владеющих сложной боевой техни кой морских сил, способных проводить боевую подготовку, воспитывать личный состав и управлять им в бою. ВОЕННООБЯЗАННЫЕ — граждане СССР, проходящие допризывную подго товку (допризывники) и состоящие в за пасе (запасные). ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ — граждане СССР, состоящие не действительной военной службе в РККА и РКВМФ. ВОЕННЫЕ ЗВАНИЯ — Постановле нием ЦИК и СНК СССР от 22 сентября 1935 г. для всего начальствующего со става РККА и РКВМФ введены персо нальные В. 3. Необходимость введения В. 3. определялась в Постановлении следующим образом: «Особо ответствен ные задачи в деле обучения и воспитания красноармейских масс, возложенные на начальствующий состав в целом, и ве дущая роль командира в бою требуют установления военных званий, отчетливо выражающих военную и специальную квалификацию каждого командира и начальствующего лица, их служебный стаж и заслуги, их власть и авторитет, как командиров и начальников РККА». ВОЕННЫЕ КОМИССАРЫ — лица во енно-политического состава, назначае мые в войсковые части соединения, учеб ные заведения, учреждения и управле ния для политического руководства и непосредственного проведения партий но-политической работы. В. К. и кохмандиры (начальники) несут полную ответ ственность за воспитание краснофлот цев и всего начальствующего состава в духе беззаветной преданности Родине, и Советской власти и беспощадной борьбы с врагами народа. В. К. наравне с командирами (начальниками) ответ ственны за политико-моральное состоя ние части, за выполнение воинского дол га и проведение воинской дисциплины всем личным составом части снизу до верху, за боевую, оперативную и моби лизационную готовность, за состояние вооружения и войскового хозяйства части (соединения, управления, учре ждения и пр.). ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ (судно) (Figh ting ship, warship, man-of-war) —судно, носящее присвоенный ему военно-мор ской флаг своего государства, предна значенное для выполнения боевых операций и укомплектованное военной командой. См. Суда военные. ВОЕННЫЙ МОРЯК — з в а н и е всех военнослужащих Рабоче-Крестьянского Военно-Морского флота, установленное в 1918 г. и отмененное в 1924 г. ВОЖАК — см. Плавные сети. ВОЗАЧКА (слав.) — шлюпочная банка ВОЗВРАТ ЗА СТОЯНКУ (Laying-up returns) — возврат части страховой пре мии при непрерывной стоянке судна в порту в течение не менее 30 дней под-