
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
169 Ветер навальный — Ветер умеренный 170 ВЕТЕР НАВАЛЬНЫЙ (волж.) — ве тер, дующий поперек реки. ВЕТЕР НЕРОВНЫЙ — ветер с поры вами, не превосходящими по скорости 5 м/сек. ВЕТЕР НИЗОВОЙ — 1. Ветер, дую щий против течения (волж.). 2. Легкий береговой ветер (черн.). ВЕТЕР ОТБОЙНЫЙ (волж.) — силь ный ветер, производящий значительное волнение и препятствующий движению буксирного парохода. ВЕТЕР ОТВАЛЬНЫЙ (речи.)—ве тер, препятствующий подходу (привалу) судна к пристани, но способствующий отходу (отвалу). ВЕТЕР ОТНОСНЫЙ (арх.)—силь ный ветер с берега, отрывающий и отно сящий в глубь моря припаи (действие это называется относ и отсюда выраже ние : «попасть в относ» — если промыш ленников вместе с оторванной льдиной уносит в море). Кроме того, В. О. на зывают сильный попутный ветер, отно сящий звуки. ВЕТЕР ОЧЕНЬ КРЕПКИЙ (Fresh gale) — ветер силой в 8 баллов и ско ростью в 15,3—18,2 м/сек или, при мерно, в 38 мор. миль в час. При В. О. К. современное парусное судно с разрез ными марселями может еще нести за рифленные верхние марсели и нижние наруса. Высота и длина волн заметно увеличиваются. Пена «барашков» ло жится по ветру более густыми полосами. Шум в открытом море приобретает ха рактер раскатов. Сила волнения в откры том море достигает 7 баллов. ВЕТЕР ОЧЕНЬ ЛЕГКИЙ, ТИХИЙ (Light air) — ветер силой в 1 балл и скоростью в 0,6—1,7 м/сек или, при мерно, в 2,5 мор. мили в час. Судно под всеми парусами имеет едва заметный ход и только-только слушается руля. На поверхности моря образуются не большие волны (рябь). Сила волнения в открытом море — 1 балл. ВЕТЕР ПОПУТНЫЙ (Fair wind) — ветер, дующий по направлению курса (в корму судна) и дающий возможность итти под парусами одним галсом к на меченному пункту. ВЕТЕР ПОРЫВИСТЫЙ (Choppy wind)—ветер с порывами скоростью 6—10 м/сек. ВЕТЕР ПРИВАЛЬНЫЙ (речи.) — ве тер, способствующий подходу (при валу) судна к пристани, но препят ствующий отходу (отвалу). ВЕТЕР ПРИЖИМИСТЫЙ, ПРИ ЖИМНЫЙ (волж.)—дующий к берегу. ВЕТЕР ПРОТИВНЫЙ (Head Wind) — ветер, дующий по направлению, против ному курсу судна, и не дающий возмож ности дойти одним галсом под парусами к намеченному пункту. Такой ветер мо ряки в шутку называют «мордавиндъ. ВЕТЕР ПРЯМОЙ (сев.) — фордевинд. ВЕТЕР РИФ-МАРСЕЛЬНЫЙ — ветер настолько свежий, что полных марселей без рифов нести нельзя. ВЕТЕР РИФ-УНТЕР-ЗЕЙЛЬ (стар.)— ветер такой силы, когда суда могут нести только нижние паруса и те за рифленными. ВЕТЕР РОВНЫЙ — ветер без замет ных колебаний в скорости. ВЕТЕР СВЕЖИЙ (Fresh wind) — ве тер силой в 5 баллов и скоростью в 7,5—9,8 м/сек или, примерно, 19 мор. миль в час. При свежем ветре современ ное судно с разрезными марселями мо жет еще нести бом-брамсели. Волны ста новятся длиннее. Все море покрывается барашками, шум прибоя усиливается и воспринимается, как безостановочное бормотание. Сила волнения в открытом море достигает 4 баллов. ВЕТЕР СИЛЬНЫЙ (Strong breeze) — ветер силой в 6 баллов и скоростью в 9,9—12,4 м/сек или, примерно, 25 мор. миль в час. При сильном ветре современное парусное судно с разрез ными марселями может еще нести брам сели. На поверхности моря начинают образовываться гребни большой вы соты, пенящиеся вершины которых за нимают большие поверхности. Прибой сопровождается глухими раскатами. Си ла волнения в открытом море достигает 5 баллов. ВЕТЕР СЛАБЫЙ (Gentle breeze) — ветер силой в 3 балла и скоростью 3,4—5,2 м/сек или, примерно, 10 мор. миль в час. Современное парусное судно с разрезными марселями может итти полным ветром под всеми парусами со скоростью 3—4 узлов. ВЕТЕР СРЕДНИЙ — то же, что мар сельный ветер. ВЕТЕР ТИХИЙ — см. Ветер очень легкий. ВЕТЕР УГОННЫЙ (речи.)—дую щий вниз по течению. ВЕТЕР УМЕРЕННЫЙ (Moderate Ьгее ze) — ветер силой в 4 балла и скоро стью в 5,3—7,4 м/сек или, примерно, 14 мор. миль в час. Современное парус ное судно с разрезными марселями мо жет итти полным ветром под всеми пару сами со скоростью 5—б узлов. Волны становятся длиннее; местами образуют-