* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
163
Вершина траектории — «Весла по борту!»
164
ВЕРШИНА ТРАЕКТОРИИ — см. Траектория снаряда. ВЕС, тяжесть (Weight) — сила притя жения тела к земле. За единицу веса принимают силу, с которой притяги вается к земле масса в 1 г или 1 кг на уровне моря и широте 45°. ВЕС БРУТТО (Gross weight) — вес товара с упаковкой. Вес самого груза называется весом нетто, а вес одной упаковки — тарой. ВЕС НЕТТО (Netweight) — см. Вес брутто. ВЕС ПОГРУЗОЧНЫЙ (Shipping weight) — вес груза к моменту погрузки на судно. ВЕС ПУСТОГО САМОЛЕТА, вес кон струкции (Weight empty) — В. С. с мо тором и частью оборудования без горю чего, смазочного, экипажа и вооруже ния. «ВЕС, СТОИМОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НЕИЗВЕСТНЫ» (Weight, value and contents unknown) — оговорка, обычно включаемая в коносамент, не освобо ждающая, однако, судовладельца от ответственности, а лишь перелагающая доказательства на держателя коноса мента, предъявляющего (судовладель цу) ту или иную претензию. ВЕСЕЛЬНИК (касп.) — гребец. ВЕСЕЛЬНЫЙ МАСТЕР (Oarmaker) (стар.) — мастер по выделке весел. ВЕСЕЛЫЦИК (сев.) — член шнячной артели, занимающийся только гре блей, и помощник тяглецу при вытаски вании снасти (яруса). «ВЕСЛА!» («Out!») — команда, пода ваемая на шлюпке. По этой команде гребцы приподнимают весла и кладут их серединой кожи в уключины. Команда «В.» на распашных шлюпках не по дается, так как на них весла берутся в уключины по команде «Отваливай». «ВЕСЛА В ВОДУ!» (Hold water) — команда, подаваемая на шлюпке для уменьшения или приостановки хода по следней. По этой команде гребцы опу скают лопасти весел ребром в воду (на одну треть); при большом ходе лопасти верхней кромкой слегка разворачивают ся к носу. «ВЕСЛА ЗА БОРТ!» — команда, по даваемая на шлюпках, по которой греб цы разворачивают весла лопастями на корму, вынимают их из уключин и вы брасывают за борт. Команда эта по дается, если весла прихвачены к шлюпке штертами и не могут быть уложены на банки по команде «Шабаш», напр., в слу чаях загруженности шлюпки.
*«ВЕСЛА НА ВАЛЕК!» (Toss Oar) команда, подаваемая на шлюпках, по которой гребцы поднимают весла лопа стями вверх, ставят их на дно шлюпки, разворачивают лопастями вдоль диаме-
«Весла на валек!»
тральной плоскости и выравнивают. Рука, обращенная к борту, будучи вы тянута горизонтально и перпендику лярно к борту, должна держать весло в обхват у кожи, другая ниже — за ва лек. Весла поднимаются, нажимая одной рукой за рукоять, а другой, пропущен ной под валек, подхватывая его, отнюдь не вставая с места. Взятие весел «на валек» практикуется при оказании по честей — при встрече на воде с шлюп кой флагмана, командира, при подъеме и спуске флага и т. п. «ВЕСЛА НА УКОЛ!» — команда, по даваемая на шлюпках обычно при стаскивании их с мели. По зтой команде гребцы встают, вынимают весла из уклю чин и, упираясь вальками весел в грунт (лопастями не рекомендуется, так как они могут расколоться), проталкивают шлюпку на глубину. Раньше эта коман да подавалась иначе, а именно — «Весла на упор». «ВЕСЛА ПО БОРТУ!» — (Unship oars) — команда, подаваемая на шлюп ках, по которой гребцы, не вынимая весел из уключин, быстро относят ло пасти к корме так, чтобы они легли по наружному борту шлюпки и были бы в разрез воде.