
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
71 Барашки — Баржи системы Смульдерса 72 ченая деревян ная колодка, служащая для отвода снастей. БАРАШКИ— белая пена на гребнях волн, Барашек. образующаяся в результате оп рокидывания гребней волн под дей ствием ветра. То же: зайчики, беляки, белоеоловцы, белки, белыгии, бель, завой, кудри. БАРБАТСКИЙ КОРАБЛЬ, правиль нее берберийский или варварийский (ист.) — название некоторых кораблей, строившихся кумпанствами для Азов ского флота при Петре. Они имели одну крытую батарею и от 36 до 44 орудий. Длина их была от 106 до 124 ф. (32— 38 м), ширина от 24 до 33 ф. (7,3— 10,0 м). Вооружение: две мачты с пря мыми парусами и одна сухая G косыми. Повидимому, тип этого корабля заим ствован от судов варварийского берега (Берберия, Алжир, Тунис). БАРБЕТ (Barbette, an open gun bat tery) — 1. Выступ на борту корабля для установки орудий. 2, Неподвижная броневая вертикальная защита вращаю щихся орудийных установок; послед ние представляли собой поворотную платформу (стол) с орудиями крупного калибра; дульная часть орудий при вращении стола проходила поверх Б., допуская полный угол снижения ору дий. Установка орудий за Б. называ лась барбетной. Орудия барбетной уста новки иногда прикрывались броневой крышей, которая вращалась вместе со столом. Барбетные установки с конца прошлого столетия вытеснены башен ными установками. 3. В последнее время Б. стали называть броню подачной трубы у башенных установок, т. е. неподвижную броню (круглую), лежащую на главной броневой палубе и выходящую через верхнюю палубу. БАРГОУТ — см. Бархоут. БАРГОФТОУ (стар.) -— борг. БАРГУЗНИК (байкал.) -— северо-во сточный ветер, полуночник. БАРЕЛЬ (Barrel) (стар.) — баллер шпиля. БАРЖА (Barge)—1. Стальное, железо бетонное или деревянное несамоходное судно специальной постройки, служа щее для перевозки различных грузов. В военных портах Б. получают специаль ные названия: артиллерийских, мин ных, санитарных, нефтяных, угольных, мусорных идр. Мусорные Б. поддержива ют чистоту рейдов и гаваней, предохра няя их от засорения отбросами с судов, для чего имеют особенно устроенные откидные днища. Артиллерийские и минные Б. специально оборудуются особыми устройствами внутри для пе ревозки артиллерийского и минного боезапаса. Назначение угольных Б. — доставка угля в склады порта и на ко рабли для погрузки. 2, Легкая и узкая шлюпка катерной постройки с эллип тической кормой; служила для разъ ездов начальствующих лиц. На воору жении в Красном флоте не состоит. БАРЖА КЛАРКА (Clarke automatic coaling and weighing barge) — Б., пред ставляющая собой пловучий угольный элеватор. Идея ее устройства состоит в том, что система черпаков (как в земле черпательной машине) берет уголь со дна баржи и передает к весам, автома тически его взвешивающим; с весов уголь пересыпается через особые теле скопические трубы к горловинам. Удоб ство Б . К. в том, что уголь можно грузить на суда в дождливую погоду и что судно предохранено от пыли. Б. К. широко применяются в НьюЙоркском порту. Скорость погрузки угля с Б . К. около 100 т в час. БАРЖА РЕЧНАЯ (River barge) — не самоходное деревянное палубное суднр баржевой постройки (класса «А»), весьма крепкое, с плоским днищем. Длина от 50 до 130 м, отношение L : В от 5 до 9. Осадка без груза 0,4—0,8 м. Палубные баржи имеют малые люки с комингсами и крышками; общая площадь люков не должна превышать / ( L . B ) . Кроме деревянных барж, на реках встречаются сухогрузные палубные стальные баржи и наливные стальные баржи. У первых нос и корма острые; длина 50—60 м; отношение L : В от 5 до 8, отношение Н : L от 1/25 ДО V30- Вторые имеют длину от 40 до 145 м\ отношение L : В от 6 до 8, отношение Н : L 0^/25 до if ; весь корпус разделен на непроницаемые от секи для перевозки нефтепродуктов наливом. В последнее время на реках СССР и за границей стали применяться самоходные Б. (см.) с расположением машинного помещения в кормовой части судна. БАРЖЕВЫЕ ГВОЗДИ — кованые же лезные гвозди с широкой шляпкой, длиной от 10 до 18 см, употребляемые в деревянном судостроении. * БАРЖИ СИСТЕМЫ СМУЛЬДЕРСА — специальные баржи для погрузки 1 i AQ