
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
3. opnakel` nqmnb{ nayeqŠb` h dbhfryhu qhk hqŠnphh Первый вид будем называть объективным социальным бытием. Его часто называют социальной материей. Последнего термина у основоположников материалистического понимания истории нет, но они неоднократно характеризовали социально-экономические отношения как связи не просто объективные, но материальные. Второй вид социальной реальности будем именовать субъективно-объективным социальным бытием или социальной постройкой (конструкцией). Между объективным социальным бытием (социальной материей) и социальной конструкцией существуют определенные отношения. Объективное социальное бытие, т. е. система социально-экономических отношений, определяет взгляды и представления людей об обществе, их волю и их действия, а тем самым и все прочие общественные отношения, т. е. социальную конструкцию. Последняя производна от объективного социального бытия. Посредствующим звеном между объективным социальным бытием и социальной конструкцией является общественное сознание. Но последний термин нуждается в уточнении. Словосочетание «общественное сознание» имеет два несколько отличных значения. Первое — совокупность всех представлений людей о мире, включая их знания о природе. Это общественное сознание в широком смысле. Физика, конечно, представляет собой отражение только природы, но никак не общества. Однако сама она, безусловно, — общественное явление. И в этом смысле физика относится к общественному сознанию в широком смысле. Второе значение словосочетания «общественное сознание» — представления людей исключительно лишь об общественных явлениях. Это общественное сознание в узком смысле. В последующем изложении во избежание путаницы будем употреблять термин «общественное сознание» только в широком смысле. Для обозначения совокупности представлений людей об обществе будем использовать термин «социарное сознание», а их взглядов на природу — «натурарное сознание». Конечно, грань между социарным и натурарным сознание относительна, но она тем не менее существует. Вполне понятно, что волевые общественные отношения являются производными не от общественного сознания в широком смысле, а лишь от социарного сознания, а тем самым от объективного социального бытия. Основоположникам материалистического понимания истории было важно подчеркнуть определяющую роль объективного социального бытия по отношению и к социарному сознанию, и социальной конструкции. Когда они рассматривали исключительно лишь отношения объективного социального бытия и социарного сознания, то использовали термины «общественное бытие» и «общественное сознание». Они здесь просто подчеркивали, что общественное бытие первично по отношению к общественному сознанию, представляет собой объективный источник общественных идей. Когда же речь у них заходила об отношении объективного социального бытия к социарному сознанию и социальной конструкции, вместе взятым, то становилось ясным, что термин «общественное бытие» здесь не работает. Ведь социальная конструкция представляла собой не что иное, как особый вид социальной реальности. Отношение объективного социального бытия и социальной постройки было отношением двух видов социальной реальности, из которых один был фундаментом для другого. Поэтому неизбежным было появление еще двух новых понятий — базиса и надстройки. По отношению к социарному сознанию и социальной конструкции, вместе взятым, объективное социальное бытие материи выступало как их базис, а тем самым и как фундамент всего общества, они же вместе взятые как надстройка над этим базисом. Все эти открытия вместе взятые означали не что иное, как такой разрыв того порочного круга, в коем вращались все домарксистские материалисты и вообще все мыслители, пытавшиеся найти объективные естественные (в смысле — не 316