
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
2. opnakel` jnmthcrp`0hh bqelhpmn-hqŠnph)eqjncn opn0eqq`... о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения в различных состояниях общежительства…» (послед. публ.: Избранные произведения русских мыслителей второй половине XVIII века. Т. 1. М., 1952). Возникшая в середине XVIII в. периодизация истории человечества, в основу которой была положена смена форм хозяйства, продолжала пользоваться популярностью в течение всего XIX в., особенно среди историков первобытности, археологов и этнографов, которые, разумеется, отбрасывали торгово-промышленную стадию как находящуюся за рамками первобытной истории. В измененном виде эта периодизация была возрождена некоторыми социологами во второй половине XX в. (2.8.3). 2.3.6. hде C!%г!е““= " XVIII "е*е: %C2,м,ƒм (f.`. j%…д%!“е) , Cе““,м,ƒм (f.-f. p3““%) Рассмотренные выше две периодизации истории человечества подвели прочную основу под идею прогрессивного развития человечества, которая во второй половине ХVIII в. стала господствующей в философии и науке. Не случайно поэтому идея человеческого прогресса была впервые совершенно четко сформулирована в уже упоминавшейся выше работе А.Р.Ж. Тюрго «Рассуждения о всеобщей истории». Свое наивысшее выражение эта идея получила в написанном в 1794 г. труде Мари Жана Антуана Никола Кондорсе (1743–1794) «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794; рус. пер.: СПб.. 1909; М., 1936; 2010). Основываясь на работах своих предшественников, Кондорсе дает свою собственную периодизацию всемирной истории. Он выделяет в ней девять эпох. Эта периодизация была не самой удачной, ибо выделение эпох производилось по разными признакам, поэтому она никем принята и не была. Но дело не в конкретной картине развития. Труд Кондорсе интересен тем, что он весь пронизан верой в безграничный прогресс человечества. Как отмечает сам автор, цель его работы состоит в том, чтобы «показать путем рассуждения и фактами, что не было намечено никакого предела в развитии человеческих способностей, что способность человека к совершенствованию действительно безгранична, что успехи в этом совершенствовании отныне независимы от какой бы то ни было силы, желающей его остановить, имеют своей границей только длительность существования нашей планеты, в которую мы включены природой. Без сомнения прогресс может быть более или менее быстрым, но никогда развитие не пойдет вспять…»1. В будущем ему рисуется «картина человеческого рода, освобожденного от всех его цепей, избавленного от власти случая, как и от господства врагов его прогресса и шествующего шагом твердым и верным по пути истины, добродетели и счастья…»2 Однако эту уверенность Кондорсе разделяли далеко не все прогрессивные мыслители эпохи Просвещения. Из них прежде всего должен быть назван Жан-Жак Руссо (1712–1778). В труде «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755; рус. пер.: Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969; Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998) он выделяет два основных состояния человечества: первоначальное, которое он называет естественным, а также диким, и более позднее, которое именуется им и гражданским, и цивилизованным. Употребляет он и термин «варварство», но значение его остается не вполне ясным. Естественное состояние не оставалось неизменным. Первым переворотом было выделение семей и появление «своего рода собственности»; какой именно, автор не уточняет, по-видимому, все же отдельных людей или семей. Следующим 1 2 Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 2009. С. 3–6. Там же. С. 258. 120