* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
616
Б. П О С Т Р О Е Н И Е
Ч. V . Расчет
самолета КРУТЯЩИХ
И ПЕРЕСЧЕТ ЭПЮР РУЛЯ
МОМЕНТОВ
Крутящие моменты руля можно вычислять относительно оси жесткости руля и относительно оси шарниров (шарнирные моменты). Л е г ч е и быстрее определяются шарнирные моменты При расчете сечений руля на кручение расчетные моменты определяются отно сительно центра жесткости сечения По хх (фиг. V . 2 3 8 ) по формуле
где Ось вращения
шр ан
(? = Рвозд — 2
(149)
При
Q=0 и м е е м
P
B03JL
=\R.
Отсюда получаем для сечений, где Q = 0, равенство М ш а р н — М\ кр*
в)
'Я
Р(кг/см )
2
|
Ф и г . V . 238. К р у т я щ и е грузки руля. на
q(кг/см)
Ь
(смУ
Фиг. V . 239. Погонная крутящая нагрузка на р у л ь . (фиг. V . 2 3 9 ) . П о
Погонная нагрузка q приложена в ц. т. площади АСВ гонный шарнирный момент вычисляется по формуле в m=a§pdb=aq кг\смсм. А
(150) х—х
Шарнирный момент от воздушной нагрузки на руль в л ю б о м сечении (см. фиг. V . 238,6) равен
z
Л 1 р н = | mdz.
ш а (
(151)
Интегрирование проще делать графическим способом. В местах вырезов в руле под узлы шарниров (фиг. V . 238) положение ц. ж. сечений руля может сильно меняться в зависимости от конструкции. При определении нагрузок и расчете на прочность на это д о л ж н о быть обращено внимание ( с м . § 3 гл. I и § 4 гл. V ) . В. О П Р Е Д Е Л Е Н И Е ШАРНИРНОГО МОМЕНТА БЕЗ Т Р И М М Е Р А РУЛЯ
Д л я определения шарнирного момента руля без триммера пользуются гра фиком, показанным на фиг. V . 240. Необходимо иметь в виду следующее. 1) При расчете рычага управления нужно брать шарнирный момент от полного размаха оперения и учитывать усилия от тяг управления.