* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Гл.
VI.
Ршсчет ферменного
фюзеляжа
567
среднего пролета с = 1 , 2 6 . Величина с зависит от степени упругого защемления концов стержня в узлах фермы и пропорциональна выражению
л
где E J i и 1\ — жесткость изгиба и длина р а с с м а т р и в а е м о г о с т е р ж н я ; E J , / — те ж е величины для п опорных стержней, лежащих в плоскости выпучивания р а с с ч и т ы в а е м о г о стержня;
h
£ = 6 — коэффициент в ф о р м у л е у г л о в поворота. П о д знак 2 л у ч ш е вводить т о л ь к о растянутые стержни, так как сжатые обычно нагружены д о п р е д е л а и не м о г у т оказать заметной под держки. На фиг. V . 149 дан график д л я коэффициента с в случае равных длин, сечений и модулей стержней, т. е. для фермы, подобной изображенной на фиг. V . 148. Так как знаки усилий в решетке чередуются, то сжатый лонжерон будет под держиваться только одним элементом решет ки, т. е. п= 1 и с = 1 , 9 . Это значение с следует считать несколько завышенным, так как прак тически почти всегда стойки имеют меньшее сечение, чем лонжероны. В таком случае величина с = 1 , 5 будет близка к истинной. Д л я лонжеронов значение с=2 надо считать пре дельным. Потеря устойчивости стоек и раскосов с О 1 2 3 ч 5 меньшим сечением, чем у лонжеронов, про Число стержней, сходящийся д исходит без поворота лонжеронов, и значение узле и лежащих б плоскости с = 3 не будет чрезмерно большим, а с = 2 идет рассчитываемого стержня в запас прочности. 5 ) Во всех случаях, где это только воз Фиг. V . 149. График коэффи можно, необходимо использовать результаты, циента заделки с для раскос полученные при испытаниях аналогичных ферм. ной фермы (типа фиг. V . 148,). Если опытных данных нет, то перемещения в ферме по классическим формулам для осе вых деформаций (см. « Р а с ч е т статически неопределимых ферм» § 4 гл. V I I I ч. I I I ) допустимо определять только в случае, когда поперечными деформациями типа, показанного на фиг. V . 147, можно пренебречь.
§ 2. Расчет ферменного фюзеляжа на симметричные случаи нагружения
Нагрузки на ферму фюзеляжа определяются согласно действующим нор мам прочности. Нагрузки разносят по узлам фермы обычно по закону рычага (см. гл. I I I «Расчет подносного к р ы л а » ) . Д л я расчета фюзеляжа необходимо вычертить в масштабе Vio—V20 боковую и вертикальную проекции фермы, или, точнее, ее расчетной схемы. Кроме того, обычно необходимы два-три, а иногда и более поперечных сечения ( п о узлам крепления крыла, моторамы, хвостового колеса и п р . ) . Подводя опорные нагрузки от агрегатов к тем узлам фюзеляжа, к которым эти части крепятся, необходимо убедиться, что положение равнодействующих аэродинамических сил, приложенных к каждой части (например, к опереншо, капоту), соответствует положению равнодействующей всех воздушных сил для рассматриваемого случая. При распределении инерционных нагрузок необхо димо, кроме того, соблюдать два условия: 1) равнодействующая сил от посту пательных ускорений должна проходить через ц. т. самолета, 2 ) момент всех инерционных сил (как от угловых, так и от поступательных ускорений) отно-