* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Гл. VI.
Расчет ферменного
фюзеляжа
565
Если в плоскости усиленного шпангоута имеется стенка, то вопрос об об щей потере устойчивости в этом месте отпадает, так как величина Г стано вится малой. Опасность общей потери устойчивости формы фюзеляжа при изгибе стано вится реальной, если величина Г приближается к 100. Напротив, фюзеляж разрушится вследствие местной потери устойчивости продольного набора, если Г уменьшится до 10. Практически можно считать, что у наивыгоднейшего фюзеляжа 2 0 < Г<80. При величине Г, находящейся в этих пределах, фюзеляж будет приблизи тельно равнопрочным на местную и общую потерю устойчивости. Таким обра зом при Г < 2 0 будет происходить местная потеря устойчивости обшивки и стрингеров между шпангоутами, а при Г > 8 0 фюзеляж д о л ж е н разрушиться от общей неустойчивости. Внутри этих пределов возможно разрушение от л ю бого из этих видов потери устойчивости. Д л я фюзеляжа (см. § 4 ) со следующими исходными д а н н ы м и :
1
2500 /? Следовательно, [ 450 ) 150 Я/ E J '
ш п
=
—
— 50 = 1200 мм, Ь = 150 мм .
I = 4 5 0 мм;
ш п
m
n
Чтобы фюзеляж был равнопрочным на общую и местную потерю устойчивости, критерий Г должен быть близок к 50, т. е. жесткость шпангоута должна пре вышать жесткость стрингера в три раза. Общая неустойчивость при кручении, при сжатии и т. п. обычно не являет ся опасной для современного фюзеляжа, имеющего небольшое удлинение. На дежные формулы д л я этих типов потери устойчивости до сих пор еще не раз работаны.
Глава
VI
РАСЧЕТ Ф Е Р М Е Н Н О Г О Ф Ю З Е Л Я Ж А § 1. Практические указания
Ферменный фюзеляж является пространственной, обычно многократно ста тически неопределимой, ферменно-рамной конструкцией, точное решение кото рой не только чрезвычайно громоздко, но и ненадежно. Поэтому в практике заводских расчетов принято упрощать расчетную схему фюзеляжа так, чтобы число лишних стержней не превышало двух, максимум трех. И д а ж е при на личии двух, а тем более трех неопределимостей рекомендуется проверять влия ние лишних стержней, понижая степень с. н. выбрасыванием того или иного лишнего стержня. Основой надежного расчета следует считать правильный вы бор расчетной схемы. Погрешность в процессе упрощения может возрасти до + 10°/о определяемых значений сил и моментов, но решающими в расчете яв ляются знак и порядок величины, а не ее вторая цифра. Расчетная схема должна дать правильную оценку характера распределения и передачи сил и моментов по всему фюзеляжу. Случаи преждевременного разрушения конструкции как при статических испытаниях, так и в натуре происходят именно вследствие неправильно при нятой схемы передачи сил и моментов. Расстояние от нейтральной оси шпангоута д о поверхности обшивки фюзе ляжа е = 5 0 мм.
1