* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
-ßЯЗЫЧЕСТВО (от церк. слав. языцы, т. е. народы, инородцы) — термин, введенный в оборот богословами монотеистических рели гий (иудаизма, христианства, ислама) для обозначения всех верова ний и обрядов, возникших в условиях первобытного родоплемен ного строя и при его разложении до образования национально го сударственных религий. Длительное время в теологическом языке и в повседневном обиходе синонимом термина «язычники» высту пал термин «погане» (калька лат. paganus — пуща, необжитая часть леса), используемый со времен Августина Аврелия. Термином «Я.» богословы — приверженцы монотеистических религий — выража ли отрицательное отношение к тем ранним (примитивным) верова ниям и этнорелигиозным группам, которые еще «не встретились» (К. Ранер) с христианством, иудаизмом или исламом. С т. зр. пред ставителей культурной антропологии, в термине «Я.» выражается этноцентрическая позиция тех групп, которые считают: все, что не относится к их собственной культуре, лишено всякой ценности. По определению известного историка и этнографа С.А. Токарева, тер мин «Я.» не имеет собственного научного содержания и соответ ствует термину «племенные культы». Магия (действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестественным путем на явле ния природы, животных и человека), анимизм (вера в существова ние душ и духов), аниматизм (представления о безличной силе, дей ствующей в природе и оказывающей влияние на жизнь людей), фе тишизм (поклонение неодушевленным предметам, которым припи сываются сверхъестественные свойства), тотемизм (вера в сверхъ естественное родство между человеческими группами и животным или растительным миром), политеизм (поклонение нескольким богам, а не одному) и другие формы религии, к которым применя ется термин «Я.», послужили основой для всех без исключения по зднейших религий, как национальных, так и мировых. Так, христи анство сформировалось на основе иудаизма, митраизма и других более ранних религий; в свою очередь, представления и культы этих религий восходят к верованиям и обрядам (языческим) доклассово го строя. Многообразные языческие верования всегда переплета лись с мировоззрениями различных народов, определяя конкрет ный этнорелигиозный комплекс. В этом смысле «языческие» рели гии народов Древнего Египта, Древней Месопотамии, а также религии древних кельтов, германцев, скандинавов, американских ин дейцев, славян и др., обладая общей основой в виде олицетворения природы, отличались друг от друга этноплеменной спецификой в виде собственных богов покровителей, ритуального своеобразия и др. Основным содержанием славянского Я. стали аграрные культы,