* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ЭСХАТОЛОГИЯ
$
копов. В их числе Хризостом I (1923–1938), Феоклит II (1931–1962), Хризостом II (1962–1967), Иероним (1967–1973) и Серафим (1974– 1998). Среди выдающихся церковных ученых Эллады можно назвать иеромонаха Феоклита Фармакида, Константина Экономоса, Вамва са, Никифора Калогераса. С 1998 Э. п. ц. возглавляет архиепископ Афинский и всея Греции Христодул, его резидениция находится в Афинах. Священный собор иерархов состоит из всех правящих ар хиереев и является высшей церковной властью. Постоянный Свя щенный Синод является органом, представляющим Священный со бор, и в промежутках между сессиями выполняет его функции. В систему церковной организации также входят: Генеральная цер ковная ассамблея, Центральный церковный совет, Синодальная ад министрация, Синодальные суды, Канцелярия Священного Синода, различные церковные организации. В состав Э. п. ц. входит 81 епар хия, причем 49 из них (на севере страны) формально находятся под юрисдикцией Константинопольской православной церкви, хотя и представлены в Синоде Э. п. ц. Численность приверженцев Э. п. ц. составляет 9 млн 25 тыс. человек. В Греции имеется много монас тырей с богатой духовной историей. Еще до антиканонического объявления автокефалии в Греции имелись монастыри трех видов: 1) ставропигиальные, подчинявшиеся непосредственно патриарху; 2) епархиальные, зависевшие от местного епископа; 3) частные, при надлежавшие частным лицам. В настоящее время в Греции насчи тывается ок. 170 мужских и 130 женских монастырей. Церковь по лучает доходы от монастырского имущества и приходских храмов, от различных церковных делопроизводств, завещаний и пожертво ваний, от государства. Греческая православная диаспора находится под юрисдикцией Константинопольского патриархата. В Греции, со гласно Конституции, Э. п. ц. является официально признанной цер ковью в государстве. Однако с нач. 20 в. греческое правительство проводит политику по отделению церкви от государства. В мае 2006 греческий парламент лишил Э. п. ц. права распоряжаться, как это было прежде, строительством храмов других религий.
А.Н Лещинский, Л.А. Лещинский
´ ЭСХАТОЛОГИЯ (греч. escatoj — последний, конечный и logoj — слово, учение) — религиозное учение о конечных судьбах отдель ных людей, всего человечества и мира в целом. Корни Э. восходят к смутным космогоническим и анимистическим представлениям пер вобытных людей о возникновении и конце мира. В дальнейшем эти представления в переработанном виде вошли во все религии мира. Большая роль в становлении учения о конечных судьбах человече ства принадлежит иудаизму и христианству. Своеобразие иудей ской Э. заключается в том, что в ней сосредоточено внимание гл. обр. на мистическом осмыслении истории, которая понимается как про цесс, направляемый волей единого Бога. Правда, в Ветхом Завете Э. касается будущего прежде всего израильского народа. На основе учений иудейского сектантства, дополненного мотивами Антично сти и религий Востока, возникает христианская Э., в которой глав ный акцент делается на спасении отдельного человека. Наступле ние «будущего века» рассматривается сквозь призму таких поня тий, как «второе пришествие», «воскресение мертвых», «Страшный суд». Э. Нового Завета выражает себя в многочисленных символах