* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
#'$
ЧУВСТВА РЕЛИГИОЗНЫЕ
циацию по улучшению положения негров», а затем — движение «Назад, в Африку». Импульсом к появлению собственно Ч. т. стала борьба за гражданские права негров в США в 1950–1960 е гг. Одной из первых появляется книга Джозефа Вашингтона «Религия чер ных» (1964), в которой утверждалось, что традиционные афроаме риканские церкви (существовали с 17–18 вв.) не способствуют объ единению негров, а скорее разобщают их, поэтому требуется ре организация церквей и создание новой социально ориентированной теологии. Свою лепту в разработку Ч. т. внесли Д. Коун, У. Джонс, А. Клидж, Д. Джозеф и другие. Исходя из опыта обоих Заветов, Ч. т. заключает, что в мессианском процессе Бог выступает на сто роне угнетенных народов, ибо подлинное христианство есть рели гия освобождения. Отсюда, согласно Ч. т., спасение имеет и кон кретный политический смысл, как избавление Богом своего народа от любого вида рабства, поскольку, как писал, напр., преподаватель Объединенной теологической семинарии в Нью Йорке Д. Коун, «освобождение угнетенных является частью сокровенной природы Самого Бога». Иначе говоря, Бог отождествляет себя с угнетенны ми, причем обычно афроамериканские теологи ссылаются на опыт Исхода. В жестких вариантах Ч. т. проповедовала идеи богоизбран ности африканских народов, засвидетельствованной их угнетением и страданиями. Была даже выдвинута программа «власти черных» в свете Евангелия. Эту программу развивал в своей работе Д. Коун, который полагал, что Ч. т. — это обоснование власти черных, тогда как власть черных — политическое оружие Ч. т. («Ч. т. и власть черных», 1969). Одновременно было создано Националистическое движение черных христиан. Автором манифеста этого движения — «Христианского национализма черных» (1972) был священник Объ единенной Церкви Христа («Церковь черной Мадонны») в Детрой те — А. Клидж, который считал Ч. т. идеологией не власти черных, а черной революции. Свое продолжение нашла у него и идея Т. Тер нера. Так, в работе А. Клиджа «Черный Мессия» (1968) утверждался африканский характер всех древних евреев, ранних христиан и при надлежность самого Христа к этническим африканцам. Т. обр., ряд основоположников Ч. т. полагал, что путь к освобождению афро американцев лежит не в консолидации с белыми, а через создание афроамериканцами отдельной нации на базе переосмысленного хри стианства. Более умеренные разновидности Ч. т., близкие к теоло гии освобождения, стремились к религиозно культурной автономии негритянского населения, созданию им независимых секторов в эко номике и региональной политике. С 1980–1990 х гг. заметно неко торое ослабление позиций Ч. т. в США, во многом связанное со снижением остроты расовых проблем в американском обществе. Аналогами Ч. т. за пределами христианского мира являются черный иудаизм и Нация ислама.
О.В. Несмиянова, А.М. Семанов
ЧУВСТВА РЕЛИГИОЗНЫЕ — эмоциональное отношение веру ющих к гипостазированным существам, атрибутизированным свой ствам и связям, к сакрализованным вещам, животным, растениям, персонам, местам, друг к другу и к самим себе, а также к рели гиозно интерпретируемым отдельным явлениям в природе, общест ве, к миру в целом. Чувства представляют собой высший продукт