* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
#'"
ЧАНЬ
тельное значение медитации для достижения просветления. Содер жание медитации — реализация «пустоты» и выход за пределы соб ственного «я». Примерно с 8 в. классическое выражение Ч. «сидя чее созерцание» уже не означает обязательно неподвижную меди тацию сидя, а указывает на определенное состояние сознания, не зависящее от позы или места. Ключевая форма медитативной прак тики в Ч. буддизме — т. наз. «созерцание стены», универсальный метод для всех чаньских школ. По видимому, с самого начала ис тории Ч. буддизма «созерцание стены» понималось не только как методика неподвижной сидячей медитации лицом к стене, но преж де всего как «недвижимое, словно стена» состояние сознания. Впо следствии Ч. буддизм более четко определяет цель созерцания: это прозрение «отсутствия сердца» (у синь). «Отсутствие сердца» по нимается как абсолютное освобождение от страстей и привязанно стей. Цель самосовершенствования в Ч. — непосредственное обра щение к внутренней изначальной природе человека. Повседневная жизнь человека в буддизме Махаяны, и особенно в Ч., представля ется как сон, как нечто ненастоящее и изменчивое. Пробуждение от этого сна (кит. — у) является истинным освобождением. Утверж дая приоритет личного опыта в деле достижения просветления, Ч. буддизм выдвинул тезис «не опираться на письмена», т. е. игнори ровать письменные тексты, поскольку те ведут лишь к иллюзии достижения знания и просветления. Чаньские наставники исполь зовали нетрадиционные методы обучения: неожиданные вопросы, возгласы, удары, гунъань (яп. — коан; это парадоксальные задачи, не имеющие рационального логического решения), стремясь вызвать в учениках естественную спонтанную реакцию и пробуждение их истинной внутренней природы. Большое значение для раннего Ч. имеет учение об «очищении сердца через 2 проникновения на Путь и 4 действия», приписываемое первому патриарху Ч. буддиз ма Бодхидхарме. «Два проникновения» — это два способа достиже ния освобождения: «проникновение через [духовный] принцип» и «проникновение через практическую деятельность». «Принцип» (ли) и «практическая деятельность» (ши) дополняют друг друга как внутреннее и внешнее, поскольку «принцип», или исходное начало всех вещей, в нашем мире проявляется лишь через «деяния», или истинные дела и помыслы. «Проникновение через практическую деятельность» включает 4 действия: воздаяние за внешние причины (т. е. за собственные проступки); умение пребывать в соответствии с ситуацией (следование обстоятельствам, обусловленным цепью предыдущих перерождений); отсутствие желаний; состояние пол ной гармонии с Дао. Учение Ч. начинает складываться в Китае в 5– 6 вв. н. э., окончательное его оформление происходит в 7–8 вв. К 9–10 вв. создается ставшая канонической версия возникновения Ч. буддизма в Китае. Согласно преданию, основателем Ч. и его пер вым патриархом являлся индийский проповедник Бодхидхарма, при шедший в Китай в 6 в. Почти все китайские трактаты именуют Бодхидхарму 28 м патриархом буддизма (первым считается сам Будда Шакьямуни). Тем самым подчеркивается истинность Ч. по сравнению с другими буддийскими школами. Бодхидхарма пропо ведовал учение о созерцании в монастыре Шаолиньсы (горы Сун шань), позднeе передав титул чаньского патриарха своему китай скому ученику Хуэйкэ. Пять патриархов признаются всеми чань