* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
#&"
ЦЕРКОВЬ
принципиально отличающие Ц. п. Е. от других протестантских направлений (рождение свыше, крещение Святым Духом, исцеле ние верой и Тысячелетнее Царство). Так, рождение свыше в отли чие от кальвинизма понимается как результат веры, принимаемой человеком свободно (тогда как в кальвинизме вера — результат рождения свыше, совершаемого только Богом). Понимание обще пятидесятнического положения о крещении Святым Духом также имеет определенные особенности. В отличие от многих пятидесят ников Симпсон считал дар языков (глоссолалию) не обязательным признаком крещения Святым Духом, а одним из духовных даров, необходимых для церкви, и полагал, что в отношении этого дара церковь свободна: глоссолалию никто не вправе ни запрещать, ни требовать. Третьим важным пунктом вероучения Ц. п. Е. является положение об исцелении верой. Полноевангельские христиане, так же как и сторонники харизматического возрождения, придают ему большое значение, понимая под ним исцеление тела и искупление, доступное всем христианам при условии покаяния и освященной жизни. В то же время Ц. п. Е. чужды учение о материальном бла гополучии как плоде веры и акцент на социальную теологию, ха рактерные для харизматических церквей. Некоторым полноеван гельским христианам свойствен довольно жесткий аскетизм с от вержением светской культуры, близкий к Движению святости. Наконец, четвертым пунктом полноевангельского вероучения яв ляется понимаемое в духе премилленаризма Тысячелетнее Царство Христа. Полноевангельский премилленаризм, в частности, полага ет, что Тысячелетнее Царство не будет иметь ветхозаветного ха рактера (в отличие от диспенсационализма): в него войдут только сознательные, духовно возрожденные христиане. Т. обр., вероуче ние Ц. п. Е., обычно являясь арминианским и восприняв некоторые черты позднего ривайвелизма, имеет особенности, отличающие его и от классических пятидесятнических, и от позднейших харизма тических церквей. Исторически полноевангельская традиция сфор мировалась в пятидесятнических церквях США в период между ми ровыми войнами. В 1927 пятидесятническая проповедница Э.С. Мак ферсон (1890–1944), до этого лидер «Ангельского храма» в Лос Анджелесе, основала «Международную церковь четырехсторонне го Евангелия» (т. е. основанную на четырех упомянутых принци пах), ставшую наряду с «Христианским и миссионерским альянсом» важнейшей вехой в развитии пятидесятничества. В 1943 эта церковь объединилась с «Ассамблеями Бога» и некоторыми другими клас сическими пятидесятническими общинами в Национальную ассо циацию евангеликов. После смерти Э.С. Макферсон созданную ею общину возглавил ее сын; в настоящее время она насчитывает в США более 100 тыс. верующих и имеет ряд миссий за рубежом. Постепенно концепция Полного Евангелия стала весьма популяр ной во всем мире и распространилась среди пятидесятников как классического (Ассамблеи Бога), так и современного направлений.
О.В. Несмиянова, А.М. Семанов
ЦЕРКОВЬ, экклезия (греч. kklhsi´a) — понятие, имеющее в христианстве несколько значений. С догматической т. зр. Ц. при нято называть соединение людей как настоящего, так и прошлых и будущих поколений, верующих в Иисуса Христа как Богочело