* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
#%"
ХРИСТИАНСТВО
´ ХРИСТИАНСТВО (от греч. cristoj — помазанник Божий) — одна из трех наряду с буддизмом и исламом мировых религий. X. распро странено гл. обр. в странах Европы и Америки, в меньшей степени — в Африке, Азии и в других регионах. Основными источниками ве роучения являются Священное Писание — Библия и Священное Предание — догматы, выработанные на соборах, сочинения Отцов Церкви. В основе культа (праздников, обрядов, таинств) — события земной жизни Иисуса Христа. X. возникло в 1 в. в Палестине, нахо дившейся тогда в составе Римской империи. Палестинские евреи, пе режившие вавилонское, персидское и македонское владычество, правление иноземных династий Птолемеев и Селевкидов (4–2 вв. до н. э.), добиваются политической независимости. С сер. 2 в. до н. э. независимой Иудеей правили цари первосвященники из рода Хасмо неев, проводившие политику расширения территории страны и стре мившиеся иудаизировать население. В 63 до н. э., воспользовавшись ситуацией внутренней смуты, римский полководец Гней Помпей ввел в Иудею войска. В 6 в. н. э. Иудея и Самария были лишены остатков самоуправления: реальная власть в стране принадлежала римскому наместнику, а синедрион — совет, состоявший из жрецов и предста вителей знати во главе с первосвященником, был существенно огра ничен в правах и контролировался римлянами. Утрата политической самостоятельности, воспринимавшаяся частью населения как послед ствие нарушения религиозных обычаев и запретов, усиливала пози ции еврейских религиозных националистических группировок — хасидеев и фарисеев. Радикальные движения зелотов и сикариев вы ступали за вооруженную борьбу с Римом и местной знатью, совмест но с фарисеями они принимали участие в антиримских войнах 66– 70 и 132–135. Разочарования в связи с разгромом восстаний, нараста ние внутренних противоречий, социального и имущественного расслоения порождали настроения неуверенности, апатии, беспер спективности, эсхатологических ожиданий. В это время появляется большое количество бродячих проповедников, возвещавших скорый приход спасителя, мессии (машиах), «помазанника Божьего», кото рый спасет народ и станет «царем иудейским». Первоначальная идея мессии — смертного человека царского рода, потомка Давида, кото рый будет «царствовать в истине», трансформируется, мессианские чаяния становятся все более мистическими. Распространяются раз личные религиозные течения, среди которых община эссенов (ессе ев) отличалась сходством с ранними христианами. Об этом свиде тельствуют найденные в 1947 в Хирбет Кумран (район Мертвого моря) рукописные свитки. 1 в. н. э. был временем становления новой поли тической формы — империи, опирающейся на военную силу, про винциальную знать и бюрократический аппарат управления, выпол няющий волю только императора. Римская империя, включившая в свой состав почти весь эллинистический мир, грабила покоренные народы и страны посредством налогов, собираемых откупщиками. В Рим постоянно шел приток дешевых рабов из стран Средиземно морья. Римских ремесленников и крестьян разоряло участие свобод ного населения Италии в войнах, наполнение рынка дешевыми и ка чественными товарами из покоренных стран, конкуренция рабского труда в латифундиях. Богатства и земельные владения сосредоточи вались в руках отдельных лиц. Обострялись противоречия между рабами и свободными, между римскими гражданами и подданными