* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ
#$%
она. Позднее последователи Вебера дополнили этот список имена ми В.И. Ленина, И.В. Сталина, А. Гитлера, Мао Цзэдуна, аятоллы Хо мейни, Сан Мен Муна, других политических и религиозных деяте лей. Действуя как преображающая общество внеэкономическая сила, Х. разрушает традиционный духовный и социальный уклад, транс формирует массовые стереотипы мышления в направлении новых жизненных целей и ценностей. Итогом революционизирующего воздействия Х. является новая картина мира, новые жизненные ори ентиры; в религиозной сфере этот итог выражает себя в формах порвавшей со старой традицией новой религии или радикально ре формированного ответвления, секты. В рус. религиозной истории типичным примером трансформирующего влияния Х. являются движения скопцов и хлыстов (христововеров): их лидеры отлича лись харизматическими качествами и тягой к «обновлению», «ожи вотворению» традиции, а вероучение и культ предполагали вхож дение в экстаз вследствие обретения Х. от Духа Святого. В совре менной религиозной ситуации феномен Х. свойствен не только харизматическим церквям, но в особенной мере многим новым религиозным движениям. Власть харизматических религиозных ли деров принимает зачастую в этих движениях абсолютный харак тер, подавляет личность адептов, что вкупе с эсхатологией, апока липтикой и негативным отношением к «миру» нередко приводит к противоправным и трагическим последствиям — психическим рас стройствам, массовым самоубийствам или актам террора по призы ву лидера. Нынешние способы манипулирования людьми посред ством масс медиа и др. технологий обработки сознания позволяют создавать харизматический ореол вокруг личностей, в действитель ности не обладающих соответствующими психологическими каче ствами. Особенно активно харизматические образы клишируются в рекламных кампаниях разного рода «колдунов», «целительниц», «шаманов» и т. п. деятелей, пробавляющихся на рынке оккультных услуг. Для обозначения таких суррогатов введен термин «псевдо харизма». В контексте современных трактовок Х. — социально пси хологическое качество лидера, проявляющее себя как витальная кре ативная сила, которая воспринимается окружающими в качестве необыкновенного дара и оказывает на них магнетическое, вдохнов ляющее иммобилизующее влияние, направленное на разрыв с тра дицией и создание новой системы жизненных ориентаций.
А.П. Забияко
ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ — религиозные движения пя тидесятников, возникшие на основе учения методистов. Впервые общество харизматической направленности, названное «Движени ем святости», возникло в сер. 19 в. как реакция на затухание рели гиозной жизни. Его приверженцы считали, что Божественная бла годать нисходит на избранных в виде способности к исцелению, пророчествам и глоссолалии — «говорению на иных языках». Пер выми харизматическими движениями считаются Церковь Бога (1886), негритянская община Н. Релайга (1886) и община «крещенных ог нем» (1895). В среде членов этих общин складывается идея о том, что основным проявлением Святого Духа является «говорение на языках», и признается всеобщее крещение. При этом в Х. ц. отсут ствует как таковое поклонение святым и иконам. С 1960 х гг. ха