* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
#$"
ХАРИДЖИТЫ
ХАРИДЖИТЫ — одна из самых ранних религиозно политиче ских группировок в исламе, образовавшаяся во время политическо го кризиса в халифате сер. 7 в. в ходе борьбы за власть между сторонниками Али и наместника Сирии Муавии, родоначальника династии Омеййадов. В июле 657 в битве при Сиффине Aли, будучи предельно близок к окончательной победе, согласился на предло женный Муавией третейский суд, лишившись тем самым возмож ности закрепить победу. Результатом этого стал раскол в лагере сторонников Али, приведший к выделению из их числа новой ре лигиозно политической группировки — Х., которые стали бороть ся как против Муавии, так и против Али и от рук которых в 661 Aли погиб. Впоследствии Х. стали называть всех, кто выступал против законного главы общины. С самого начала среди Х. не было единства ни по догматическим, ни по политическим вопросам. Мусульманские доксографы насчитывают ок. 20 общин Х., действо вавших в разное время в разных районах халифата. Уже в нач. перв. пол. 7 в. в среде Х. сложилось несколько группировок, называвших ся по имени их лидеров, — азракиты, ибадиты и др. Выступления Х. держали в напряжении центральную власть в Ираке, Иране, Аравии и Сев. Африке. По сей день общины Х. ибадитов существу ют в Омане, Алжире и Ливии. Х. внесли значительный вклад в поле мику по догматическим и политическим вопросам. В вопросе о вер ховной власти Х. находились в жесткой оппозиции как к суннитам, так и к шиитам, настаивая на абсолютной выборности главы му сульманской общины (имама), при этом его происхождение не имело значения. Главным условием избрания имама должно было стать строгое следование Корану и Сунне, а также способность выступить с оружием в руках против правителя тирана. Х. признавали воз можность существования более чем одного имама в разных частях исламского мира (дар ал ислам). Каждая локальная община могла как избрать для себя имама, так и сместить его, при этом выступ ление против незаконного или несправедливого имама с оружием в руках вменялось Х. в религиозную обязанность мусульманина. Х. занимали крайне радикальную позицию в вопросе о статусе му сульманина, совершившего тяжкий грех. Исходя из представления о том, что вера определяется действием, Х., в отличие от большин ства мусульман, прежде всего суннитов, считали такого человека вышедшим за рамки ислама (кафир) и вероотступником (муртадд). С этими вероотступниками с т. зр. Х. необходимо было вести свя щенную войну (джихад), и пролитие их крови не только разреша лось, но и приветствовалось, будучи возведенным в религиозный принцип. Все это отделяло и противопоставляло Х. преобладающей в исламском богословии и социальной практике (по крайней мере, в суннизме) тенденции, ориентированной на предпочтение плохой власти безвластию, терпимость к немусульманам при условии их политической лояльности и признание верующим любого незави симо от его грехов, кто признает единобожие и пророческую миссию Мухаммада. Крайний фанатизм и нетерпимость Х., уравни тельные тенденции в социальной сфере, непримиримость ко всем инакомыслящим ослабляло социальную базу Х. и привело в итоге к их поражению. Однако выработанная Х. особая, отличная от об щеисламской логика религиозного мышления, социального поведе ния и политического действия воспроизводилась впоследствии уже