* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
ФЕТИШИЗМ
#"%
для истории религий. Далеко не все феноменологи религии исполь зуют полный набор методологических приемов, сформулирован ных Гуссерлем и его последователями (это скорее является исклю чением, чем правилом), каждый из них следует тем теоретико познавательным процедурам, которые представляются ему наибо лее эффективными. Кроме того, во вт. пол. 20 в. многие религио веды стали работать в русле экзистенциальной феноменологии Ж. П. Сартра и М. Мерло Понти или герменевтической феномено логии М. Хайдеггера и П. Рикёра. В настоящее время Ф. р., по оцен кам многих исследователей, находится в состоянии кризиса. Ее критикуют за недостаточную обоснованность важнейших положе ний, противоречивость методологических установок, субъективизм, аисторизм, теологическую ангажированность и т. п. Поэтому неко торые религиоведы (Ц. Вербловски) задаются вопросом, существу ет ли вообще такая дисциплина, как Ф. р., а другие (Ж. Ваарден бург) разрабатывают неофеноменологию религии, стремясь преодо леть трудности, с которыми столкнулась классическая Ф. р.
А.Н. Красников
ФЕТИШИЗМ (от порт. feitiço — амулет, магическая вещь) — религиозное поклонение материальным предметам, которым припи сываются не присущие им свойства (способность исцелять, предох ранять от врагов, помогать на охоте и т. п.). Впервые эта форма ве рований была обнаружена португальскими моряками в Зап. Африке в 15 в., а затем многочисленные модификации Ф. были выявлены в религиях почти всех народов. Объектом поклонения — фетишем — мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: не обычный камень, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Обращение людей с фетишами гово рит о том, что они не всегда относились с должным почтением к выбранному ими предмету. За оказанную помощь его благодарили, за беспомощность наказывали. В этом плане интересен африканский обычай истязания фетишей, причем не только для их наказания, но и для побуждения к действию. Напр., прося о чем нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после это го фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязатель но выполнит их. Если фетиш не выполнял возложенные на него функ ции, то он выбрасывался или заменялся другим. Очевидно, в глубо кой древности люди не наделяли избранные ими в качестве фетиша предметы сверхъестественными свойствами и даже не одухотворяли их. Суть Ф. заключалась в том, что человек усматривал в поразив ших его воображение предметах свойства, которые не усматрива лись в этих предметах при помощи обычных органов чувств. Посту пая так, первобытный фетишист делал предметы «чувственно сверх чувственными», причем сверхчувственные свойства приписывались им либо на основе случайных ассоциаций, либо на основе неверно понятых причинно следственных связей. Элементы Ф. были обнару жены практически во всех религиях, они также широко распрост ранены в сфере бытовых суеверий и предрассудков. Так, сохранив шаяся до наших дней вера в амулеты, талисманы, предметы, прино сящие удачу или отводящие опасность, является не чем иным, как пережитком первобытного Ф.
А.Н. Красников